Вопрос читателя:
Добрый вечер! Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск и приклеивает на обратную сторону именной иконы? Не в первый раз участвую в Таинстве крещения, но впервые с этим столкнулась.
Елена
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Здравствуйте, Елена!
Сам момент пострижения волос при совершении таинства Крещения отправляет нас к древней римской традиции, когда рабам выстригали часть волос в знак принадлежности своему господину. В Крещении же человек совершает это действие добровольно так как он знает, что Господь, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), желает ему свободы, а жизнь во грехе без Бога — есть подлинное рабство. Именно об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: «неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим 6:16). Человек становится воином христовым, перестает быть рабом греха и обязуется принять на себя «благое иго Христово» (см.: Мф 11:30).
У многих людей есть обычай — сохранять для себя что-то на память о важном событии. Что касается религиозной жизни, то этот обычай сроднился с народным благочестием и церковными традициями. Священные предметы напоминают нам о духовных событиях нашей жизни и о тех обещаниях, которые мы давали Господу: ростовая (именная) икона при Крещении, крещальная одежда, венчальные иконы. И, конечно, остриженные с нашей головы волосы в честь нашего отречения от своей воли и подчинению благой и премудрой воле Божией, напоминают нам о решимости оставить прежнюю, греховную жизнь. Поэтому священник вкладывает их в воск (иначе они просто разлетятся) и приклеивает к иконе. Никакого другого мистического смысла в этом действии нет. Оно не предполагается уставом (поэтому вы и не видели его раньше — так делают не все) и являет собой благочестивую, но необязательную традицию.
Фото Наталии Стеценко