Вопрос читателя: 

Здравствуйте. Вопрос касается вступления в брак.

Что делать если я крещёный, но в силу достаточно серьёзных разногласий стал неверующим, я уважаю веру и люблю и помогаю другим людям, встретил верующую девушку, с которой мы общаемся уже более 6 лет, мы прекрасно понимаем друг друга, заботимся друг о друге и любим друг друга, сохраняем воздержание до брака и т.д. Но девушка говорит, что без венчания не согласна создавать семью, а я, как мне кажется, согласно положениям собора 2017 года, венчаться не могу.

Скажите, пожалуйста, как нам быть?

Я не против её веры, ибо сам был верующим, я не против обрядов, ибо сам их исповедовал, и тем более я не против воспитания детей в православии.

Что касается моих разногласий.
Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением.
Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен.
Поэтому, видя такие нехорошие дела, творящиеся на Земле, я решил, что думать, что Бог в чём-то не прав я не хочу, а поэтому пусть лучше Его нет, это позволило мне объяснить многие процессы происходящие с человечеством.
Может показаться, что я желаю создать рай на Земле, но это не так.
Я понимаю, что идеал не достижим, но считаю, что стремиться к нему необходимо, а для этого необходимо думать и менять мир здесь и сейчас, работать над собой и над изменением материального мира ради будущих поколений, ради человечества. Т.е. заботиться надо именно о материальном мире и улучшать его.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Я ушел из Церкви, можно ли венчаться с верующей невестой?Уважаемый Александр, Ваше письмо было очень приятно читать: Вы вдумчивый человек, пишете все ясно, к своей позиции в мире относитесь разумно. Очень рад, что Вы и Ваша невеста нашли друг друга и что Вы так бережно относитесь к ней и к Вашему, Бог даст, дальнейшему теплому семейному союзу. И дай Вам Бог счастья.

Я сперва напишу немного Вам лично о Вас, а потом перейду к Вашему вопросу.

Вам, чтобы разобраться в тех вопросах, которые Вас интересуют - а Вы человек глубокий и вдумчивый и привыкли, как я вижу, разбираться честно - нужно искать хорошего, опытного духовника, с которым Вы могли бы обсуждать то, что Вас волнует. И еще - Вам надо как следует изучить церковную традицию и тот опыт, который оставили святые, например, в тех же текстах, потому что то, что Вы определяете как Ваши разногласия, совсем не являются разногласиями. А вот главного Вы и не увидели. Смотрите, что я имею в виду.

Вот Вы пишете:

"Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением. Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен".

Церковь - это Тело Христово, сообщество всех-всех людей, которые приняли Христа и крещены. И надо очень аккуратно говорить о том, что считает Церковь. Строго говоря, мнение всей Церкви едино в догматах. А в остальных вопросах есть многообразие мнений, которое, однако, базируется на церковной традиции и опыте церковной жизни.  Церковь никогда не считала нормальной несправедливость, которая творится в мире. Несправедливость, вернее же, то, что человек может совершить не добро, а зло - это, увы, последствия грехопадения. А грехопадение - это когда человек использовал дарованную Богом свободу воли так, что выбрал не путь правды, а путь лжи, и послушал не Бога, а искусителя. И с тех пор у него в опыте появилась эта возможность сделать выбор или в сторону Бога (добра, любви), или в сторону искушения (зла, несправедливости и т.п.). Вот эта вот "вилка" выбора, которая есть внутри каждого из нас просто в силу того, что она когда-то была в опыте праотца, Адама, и делает возможным совершение зла. И задача каждого человека и его возможность - это использовать свободу своей воли так, чтобы выбрать любовь, добро, свет. Как Вы говорите - "что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся". Именно так! В наших силах, с помощью Божией (потому что человеку порой трудно до невозможности сделать верный выбор!) сделать этот мир лучше и выбрать добро.

"А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен". И с этим нет никакого противоречия! Опять же, смотрите: материальный мир конечен, рано или поздно его существование во времени прекратится. И каждый человек на земле умирает, вечно живет только его душа. И, конечно же, имея это в виду, цель и задача человека - преодолеть ту самую "вилку", о которой я написал выше, и сделать свой однозначный выбор в сторону любви, а любовь - это Бог, и начало Жизни и сама Жизнь - это Бог! И поэтому цель жизни человека - это максимальное приближение к Богу, святость, обожение. Потому что это и есть нормальное состояние человека, но к которому надо идти через тернии этих вот "вило" выборов между добром и злом. Но то, что земная жизнь конечна, то, что этот мир в конце концов прекратит свое существование. не значит, что о нем нельзя заботиться! Кому же, как не человеку, заботиться о мире, надо которым Бог и поставил его? Конечно же, каждый наш день - это выбор, и очень хорошо, что Вы выбираете добро и активную заботу о том, что вокруг Вас! И быт свой надо обустраивать хорошо, и о людях вокруг заботиться, и о своем здоровье, и о семье, и помогать миру, и улучшать его.

Но просто имейте в виду, что реальный источник той любви, которая горит в Вас, той жизни, которая в Вас - это Бог, который каждого человека, и Вас тоже, создал по своему образу и подобию. Его образ - это вот эта вот искра Божия, искра любви и добра, которая горит в сердце, ну а подобие - это как раз то состояние святости, которого Вы и каждый человек можете достигнуть, но не теоретически, а эмпирически, через активные дела в этом материальном мире, через добрые дела, на благо мира и людей. И как Бог - Творец Вселенной, так и каждый человек имеет творческую способность и силу, и может не сотворить мир из ничего, но преобразовать к лучшему то материальное, что уже есть.

Думаю, что Ваш острый ум уже увидел ту ловушку, в которую он сам попался, поскольку Вы не затруднились как следует разобраться в основах нашей веры. Дело не в том, что Бог неправ. Бог творил человека по своему образу, со свободной волей, с возможностью выбора - быть с Богом или нет, быть на стороне добра или нет. Он не творил робота, он творил свободное существо, личность. Которое, увы, сделало не тот выбор и попало в ловушку (о чем я уже написал выше), и с тех пор мучается и мучается, не умея, а часто и попросту не желая научиться делать правильный выбор. Отсюда и происходят все нехорошие дела: не то выбирают люди.  В этом и объяснение всего того плохого, что происходит с человечеством. И Вы же тому яркий пример - Ваш ум загнал Вас в ловушку, и вместо того, чтобы разораться в азах веры, Вы предпочли изобрести собственный силлогизм, который сохранил в Вашей голове образ Бога "положительный", но при этом изъял Бога им мира. Вот так выверт! И ведь Бог предусмотрел, что свобода воли человека дает возможность, если можно так сказать, совершенно внештатной ситуации, в том числе человек может выбрать вариант жизни без Бога и та связь, та любовь, те доверительные отношения между человеком в Господом могут разрушиться. Это ведь как в любых отношениях: их возможно, но очень трудно восстановить после предательства. И, предвидя это, на Предвечное Совете, еще до сотворения времени даже, Бог решил, что, если так получится, Он принесет Себя в жертву ради того, чтобы восстановить ту связь, которая может быть оборвана и нарушена в отношениях между человеком и Богом, если вдруг человек по своей воле выберет другой путь. Бог знал, что без Него человек и его душа обречены на вечную смерть, низ любви к Своему творению Он предусмотрел вариант возвращения человека в ту позицию в мироздании, которая была ему изначально уготована. Это требовало от Него серьезной жертвы, но из любви Он был готов ее принести и принес, воплотившись на земле, прожив человеческую жизнь и показав, что да, человек может взойти в Небо, вернуться домой. И открыл этот путь всем людям.

Ну и так, по мелочи - обряды никто не исповедует. Исповедуют веру в Бога Живого (и далее то, о чем говорится в Символе Веры, Вы уж знаете наизусть, конечно). А обрядами, боюсь, Вы называли богоустановленные церковные Таинства - Венчание, Крещение, Исповедь... Молодой человек, могу Вам только посоветовать очень внимательно изучить веру сейчас, когда Вы взрослый, понять основы нашего церковного мировосприятия, и не пренебрегать тем богатейшим жизненным, духовным и психологическим опытом, который уже накоплен в Церкви - только пользуйтесь им себе и другим на благо!

Про венчание же подойдите поговорить с духовником Вашей невесты. Но ради ее веры венчание надо Вами обоими можно совершить. Только Вы не торопитесь так четко себя обозначить "вышедшим из Церкви", а все-таки подумайте, точно ли есть у Вас с нами разногласия? Или просто Вы не во всем до конца разобрались и не на все вопросы пока что смогли найти ответы? Ищите, будет надо - поможем. Дай Бог Вам найти хорошего духовника и во всем разобраться.

Мира Вам сердечного, здравия и счастья в семейной жизни - от всего сердца желаю. И дай Бог пронести любовь и нежность к супруге через всю-всю Вашу жизнь!

И вот наши материалы про Венчание:

Венчание

Суть Венчания

Венчание: ответы на вопросы

Таинство венчания

Как проходит венчание в Православной Церкви

Подготовка к венчанию

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
1
Сохранить
Поделиться: