У каждого — свой Иерусалим и свой рассказ о походе ко Гробу Господню.
Кто-то именно здесь испытал величайший духовный подъем, а кто-то, напротив,
не почувствовал абсолютно ничего особенного. И то и другое — нормально.
Каждому дано то, что нужно конкретно ему.
Говорят, великий писатель Николай Гоголь в свое время бежал отсюда в ужасе, потому что его ожидания разошлись с реальностью пыльного города, затерявшегося в пустынной Палестине XIX века. Бывают и более страшные случаи: люди, не испытав никаких особенно ярких чувств, начинают придумывать их себе, создают в душе ощущение ложной благодати, которое называют иногда «иерусалимским синдромом». Порой такие путешественники сами объявляют себя пророками, начинают учить других...
Избавиться от этого можно лишь одним способом — не ждать ничего особенного, приближаясь к величайшей святыне христианства.
Принять это сложно, но так оно и есть: просто оттого, что вы купили билет, прилетели в Израиль и на автобусе приехали в его древнюю столицу, с вами ничего не случится. С тех пор как паломничество перестало быть опасным подвигом, награду за него просто так получить тоже не выйдет. Надо постараться поработать не только ногами, но и душой.
И, видимо, самое главное, стоя на месте, где Господь принял смерть от рук мелких римских военных чиновников, — научиться смиряться.
Заставить себя не замечать излишне резкого и крикливого монаха, дежурящего у самого Гроба Господня, излишне развязных туристов и излишне ершистых и наружно благочестивых паломников. Заставить себя подумать о другом — о том, что ты тоже один из них и ничуть не лучше того, кто стоит рядом с тобой в очереди. Заставить себя принять и тот простой факт, что Бог, Который уже пострадал и умер на этом самом месте ради всех нас, на самом деле никому ничего не был должен тогда и не должен сегодня. Если справиться с этой очень непростой задачей, вокруг тебя опять же ничего особенно не изменится, просто ты сам сможешь, наконец, принять то, что положено именно тебе.
Сегодня под одной крышей здесь собрались все христианские конфессии. И люди сюда приходят тоже со всех концов света. Где-то далеко их страны и народы подчас враждуют друг с другом, где-то так же далеко спорят о благочестии и истинном христианстве. Но, пожалуй, нигде людские разделения не ощущаются так остро, как здесь. Любые сиюминутные земные споры, как бы масштабны они ни были, здесь заставляют ощущать себя маленьким ребенком у ног родителей, а все великие потрясения в истории человечества кажутся лишь детскими обидами и игрой — вполне серьезной и важной для самого ребенка, но совершенно несерьезной в глазах Отца.
Наверное, именно с этим чувством и нужно приезжать сюда, на землю Спасителя. Не ради того, чтобы в очередной раз показаться благочестивее других паломников. Не ради того, чтобы просто «отметиться». А чтобы еще раз попробовать оценить: насколько далеки мы сегодня от того идеала, который, несмотря ни на какие предательства и муки, видел в нас Спаситель. Идеала, к которому он нас призывал.
И понять, как это сложно бывает порою — просто последовать Его словам. Тогда вы получите от Иерусалима что-то свое, особенное. Даже если не ощутите этого сразу.
5 фактов о Гробе Господнем
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — одна из главнейших святынь христиан всего мира, ведь он построен на том самом месте, где некогда был распят, а затем погребен Спаситель.
Мы собрали несколько интересных фактов о нем.
Бывшая окраина, ставшая центром
Во времена Спасителя гора Голгофа располагалась за пределами городских стен. Это была дальняя окраина, и именно поэтому здесь казнили преступников. Но из-за поздних перестроек города не только смысловой, но и градостроительный центр Иерусалима фактически сместился сюда.
На том же месте был храм Венеры
Через полвека после евангельских событий, в ходе так называемой Второй иудейской войны, Иерусалим был почти полностью разрушен, а на его месте построен римский город, куда был запрещен доступ иудеям. На Голгофе римляне возвели храм Венеры.
Место распятия и погребения Христа было вновь найдено во время знаменитой экспедиции царицы Елены, матери императора Константина Великого, в IV веке нашей эры. Ею были начаты археологические раскопки с целью обнаружить места евангельских событий.
По преданию, среди прочего тогда же был обнаружен и Крест, на котором был распят Спаситель. По повелению царицы Елены был возведен и первый христианский храм — большой античный комплекс.
Гроб Господень
Храм Воскресения Христова объединяет и место, где был распят Спаситель (Голгофу), и расположенное рядом с ним место Его погребения. Непосредственно над Гробом Господним возведена небольшая часовня, кувуклия (в переводе с греческого — «покой, опочивальня). Ее размеры — всего 6 на 8 метров, но именно она является одним из главных мест поклонения христиан всего мира. Очередь паломников стоит в нее практически круглосуточно.
Здесь молятся христиане всех конфессий
Хотя основные права на здание, а также его центральные храмы, принадлежат православному Иерусалимскому Патриархату, под одной крышей здесь объединены храмы шести христианских Церквей: Православной, Католической, Армянской, Коптской, Сирийской и Эфиопской. Здесь есть даже несколько монастырей. Кувуклия находится в совместном пользовании, и богослужение в ней все христиане совершают по очереди.
В Подмосковье есть копия
В подмосковном городе Истра есть достаточно точная копия храма Воскресения Христова в том виде, как он был перестроен крестоносцами в XII веке. Она была возведена патриархом Никоном в составе комплекса Ново-Иерусалимского монастыря, который задумывался им как своего рода копия святых мест Палестины.
Благодарим авиакомпанию «Эль-Аль» и Министерство туризма Израиля за помощь в подготовке материала.
Источник фото - http://www.flickr.com