Хочу раздвинуть горизонты

О кинематическом экспрессионизме Николая Чередниченко

Он начал рисовать на Рождество, что, как говорит сам художник, символично. 30 профессий, самые разные области — от слесаря и театрального звукорежиссера до продавца антикварной мебели и дизайнера ресторана — были постепенными шагами к тому, что по-настоящему интересно. 

Хочу раздвинуть горизонты

Иерусалим. 2004 г.  Холст, масло

Он экстравагантен: ходит в круглых очках с гладко выбритой лысиной и серьгой в ухе, устраивает смелые перформансы для бизнесменов, такие, как «Черный квадрат Малевича. Взгляд изнутри», режет по дереву и называет свою живопись «моновизуальный кинематический экспрессионизм», эпатируя публику не только термином, но и самими работами. При этом художник, как человек верующий, убежден, что его живопись религиозна в своей основе, ведь тема его творчества — все, что сотворено Богом. 

В 1991 году, принеся свои картины на вернисаж перед Центральным домом художника, он был в недоумении, когда работы были раскуплены в какие-то несколько часов, а на заработанную валюту можно было безбедно существовать со своей семьей месяца три-четыре. Ценители современного и авангардного искусства быстро обнаружили в художнике потенциал и самобытность. На него посыпались заказы и награды, одна за другой открывались персональные выставки: пришла слава. Одна из его картин была приобретена и вывешена на всеобщее обозрение в вестибюле Публичной библиотеки Кеннеди в Нью-Йорке рядом с картиной Ван Гога. И все это на фоне некоторой обособленности и закрытости художника, который не примыкает ни к каким течениям, художественным направлениям и живописным школам. Еще большей неожиданностью для Чередниченко стало то, что он дважды был удостоен премии Виктора Попкова, престижной награды в области современного искусства.

Хочу раздвинуть горизонты

Ожидание. 1997 г.  Холст, масло

«Никогда не думал, что буду номинирован, и уж меньше всего ожидал, что получу эту награду дважды. (Вообще, дважды ее не дают), — говорит художник. — Помню, как однажды в Москву привезли мощи Иоанна Предтечи. Мне удалось побывать в храме Христа Спасителя, приложиться к святыне, и сразу же, вернувшись домой, я написал работу под впечатлением от посещения храма. Работу увидел академик Рожин, проректор московского государственного академического института имени В. И. Сурикова, предложил вновь поучаствовать в конкурсе. Именно за нее я и получил второй раз эту награду».

Жизненное кредо художник формулирует с некоторым вызовом: «Я хочу, не щадя человека, заставить его включить свой мозг!» 

«Не настроение и состояние нужно писать, не веточки и цветочки, которые видишь перед собой (это было актуально в дофотографическую эпоху). Вообще, реализм мне не интересен как тема живописи. Соревноваться с Богом я не хочу. Ничего лучше все равно создать не выйдет. Меня вдохновляет то, что заставляет мой мозг трудиться, и я хочу раздвинуть горизонты, вынудить зрителя расширить свое восприятие. Каждый день я встречаю с радостью, с нетерпением ожидая, чем он удивит меня сегодня. И это удивление действительностью, свое открытие я доношу зрителю. Даже если кто-то скажет: что за ерунда? Для меня это результат: значит, зацепил. Я убежден, что если есть о художнике Промысл Божий, то он пишет, потому что не может не писать».

Хочу раздвинуть горизонты

Храм. 2005 г.  Холст, масло

Хочу раздвинуть горизонты

Селение. 1996 г.  Холст, масло


УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *