В «Незнакомке» Блок описывает провинциальный городок, где:
В «Незнакомке» (1906), одном из самых таинственных стихотворений Серебряного века, Блок описывает, как лирическому герою каждый день является в романтическом виденим некая женщина, которая окрашивает своим появлением окружающую героя пошлую действительность с ее «тлетворным духом». Незнакомка приходит к герою в душном и безрадостном месте, где все звуки отвратительны: окрики пьяных «с глазами кроликов», «скрипят уключины», «раздается женский визг», все вокруг шумят и кричат. Поэтому герой Блока нуждается, чтобы в этом падшем мире ему явилось что-то прекрасное, смотрит «за темную вуаль» и видит необходимый для него «берег очарованный и очарованную даль».
«Ночь, улица, фонарь, аптека...» Ну как же без этого? Что, по мнению Блока, «повторится, как встарь»?
«Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912) — одно из самых известных стихотворений Блока — состоит всего из восьми коротких строк и входит в поэтический цикл «Страшный мир». Этот небольшой текст — шедевр философской лирики Серебряного века с присущими ей мотивами тоски, безысходности и размышлениями о жизни и смерти, которые посещают одинокого героя на холодной и темной улице. Блок пишет эти строки, будучи уже очень известным поэтом. Автор стихов о Прекрасной Даме задается вопросом: а для чего человек приходит в мир? Кажется, что все образы, использованные здесь поэтом, мрачные. Все здесь словно замерло. Однако знатоки поэзии Блока по-разному оценивают образ «фонаря». Что же это: символ безысходности или надежды?
Пора на свидание! Что же происходит в вечернем тумане в одном из стихотворений Блока о любви?
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате» было написано молодым Блоком в 1902 году. Здесь поэт описывает свои воспоминания от встреч со своей возлюбленной и будущей женой — Любовью Менделеевой. Отношения между Александром и Любовью с самого начала были непростыми. Это стихотворение — отличный тому пример. В момент написания этого текста Блоком молодые люди были в разладе: «ни тоски, ни любви, ни обиды», — пишет поэт. Настроению лирического героя внимает вся окружающая природа: вечерний романтический пейзаж становится внимательным участником событий любовной истории между героем и героиней, у которых еще ничего не закончилось, а напротив, впереди мерцало очень необычное будущее.
Герой Александра Блока «дрожит от скрипа дверей», ожидая свою Прекрасную Даму... Оцени обстановку правильно:
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» (1902) Александра Блока, входит в цикл лирических произведений «Стихи о Прекрасной Даме». В тексте передано чистое и высокое чувство героя к Прекрасной Даме, которую он ждет «в мерцаньи красных лампад». Прекрасная Дама — один из главных образов лирики Блока. Она словно окутана ореолом божественности, святости. Этот идеал женственности возвышен лирическим героем, для которого даже не так важно видеть ее прямо здесь, «в тени высокой колонны». Достаточно просто того, что в нем живет ее ласковый и милый образ.
О ком еще поет девушка в церковном хоре в известном стихотворении Блока?
«Девушка пела в церковном хоре» (1905) — одно из самых пронзительных стихотворений Александра Блока. Оно выросло из катастрофической атмосферы начала ХХ века: Русско-японская война, гибель русского флота под Цусимой, кровавый ход первой русской революции... Блок описывает молитву девушки в храме, которую слушали все присутствующие «во мраке», и им «всем казалось, что радость будет». В качестве богослужебного текста-источника литературоведы называют всеобщую храмовую молитву «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих». Пение девушки очаровывает и дарит надежду всем находящимся в церкви. Концовка же стихотворения с его «никто не придет назад» отсылает к другой молитве — «Вечная память». Сам Блок считал это стихотворение одним из наиболее совершенных своих творений и постоянно включал в репертуар вплоть до последних публичных выступлений 1920–1921 гг.
Вот вам посложнее задание! Блок так восхитился картиной Васнецова «Сирин и Алконост», что написал о ней стихотворение! Закончи за Блока мысль о райской птице Сирин:
В народной традиции Сирин и Алконост — это сказочные райские птицы с человеческими лицами. До васнецовского полотна «Сирин и Алконост. Песня радости и печали» (1896) Сирин и Алконост практически ничем не отличались на различных лубочных изображениях. Виктор Васнецов же ввел резкий контраст: одну из птиц сделал светлой, другую — черной, а главное, показал их различие по эмоциональному тону и функции (одна веселая, другая мрачная; одна выражает радость, другая — печаль). Александр Блок познакомился с картиной Васнецова в 1899 году на выставке в Петербурге. Полотно так поразило Блока, что он создал словесное поэтическое описание полуптиц-полудев, словно озвучив из пение и оживив их позы в своем поразительном стихотворении.
Последнее задание! Подбери правильную строчку из стихотворения «Успение» Александра Блока:
Стихотворение Блока «Успение» было написано летом 1909 года в Италии, в городке Сполето. Это одно из тех стихотворений, которое позволило литературоведам назвать Блока «христианнейшим поэтом». Блок создает стихотворение, посвященное смерти женщины. В тексте нигде не названо ее имя, но из содержания ясно, что это — Богородица. Блоком запечатлен образ Божией Матери в момент Ее перехода в вечную жизнь — Успения. Блоку удалось изобразить для нас два главных мотива Успения Божией Матери: неизбежную печаль осознания потери, расставания и одновременно тихую, едва различимую радость от ощущения, что это расставание не навсегда, ведь Божия Матерь, Заступница, не оставляет всех нас ни на минуту.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.