На вашем пути возникла странная пещера, в которой теплится едва заметный огонек. Вы зашли в нее. В пещере — старец. Спокойный взор, брада седая. Лампада перед ним горит. За древней книгой он сидит, ее внимательно читая. Старик говорит вам: «Добро пожаловать, мой сын!» Ваша мысль:
Перед вами ваш волшебный помощник — отшельник Финн! Образ чудесного помощника героя можно найти во многих сказках, былинах и легендах. Есть такой помощник и у Руслана в пушкинской поэме. Финн говорит, что вы обязательно одолеете своего соперника и подбадривает вас: «Зла промчится быстрый миг. На время рок тебя постиг. С надеждой, верою веселой иди на всё, не унывай». Ободренный и воодушевленный, вы покидаете пещеру и отправляетесь дальше.
Вы бесстрашно миновали дремучий лес. Теперь на вашем пути «старой битвы поле». Вокруг лежат тела убитых в бою доблестных воинов, здесь и там желтеют кости, разбросаны колчаны, латы, копья, стрелы в сырую землю вонзены... Что вы будете делать?
Конечно же, вы, предусмотрительный витязь, решили, что вам нужен отличный меч и доспехи! Обойдя поле брани, подходящего меча вы, к сожалению, не нашли, зато подобрали себе шлем, кольчугу и стальное копье. Теперь уж Черномору точно несдобровать!
Вот уж всходит месяц золотой. Вы, задумчивый, едете по темной тропе и вдруг замечаете, что «сквозь ночной туман вдали чернеет холм огромный, и что-то страшное храпит». Вы подъезжаете ближе и слышите: чудесный холм как будто дышит. Ваши мысли и действия:
Вы подъехали ближе. И действительно: перед вами — живая голова возвышается над мрачной степью! Вблизи осматривая диво, вы объехали голову кругом и встали перед ее носом. Вы подумали, что, скорее всего, как нередко бывает в волшебных сказках, эта голова охраняет что-то важное. Вдруг, сморщась, голова зевнула, глаза открыла и чихнула… Сюжет об огромной голове нередко встречается в мировом фольклоре. Сказочную основу «Руслана и Людмилы» составляют не только образы и мотивы славянского фольклора, но и, например, скандинавского. Образ огромной головы встречается также в русской народной «Сказке о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», где главный герой Еруслан (имя, созвучное с именем пушкинского героя) встретил на поле битвы отрубленную огромную голову богатыря, под которой оказался спрятан чудесный меч-кладенец.
Огромная голова заговорила: «Куда ты, витязь неразумный? Ступай назад, я не шучу! Как раз нахала проглочу!» Ваш ответ:
Вы решили проучить голову и стали лихо сражаться с ней. Голова же что было мочи стала дуть вам навстречу. Однако вы оказались проворнее, и исполинская голова решила сдаться и рассказать вам, что она на самом деле превращенный удалой витязь, брат злого Черномора, который его обманул и заколдовал. С тех пор голова охраняет предназначенный именно для вас богатырский меч. История Черномора и его брата, их ссора и подлое предательство Черномора, как полагают многие исследователи пушкинской поэмы, являются интерпретацией известного скандинавского предания. Голова становится еще одним вашим волшебным помощником. Она говорит вам: «О витязь! Ты храним судьбою, возьми мой меч, и Бог с тобою!» Ну что, у вас в руках — разящий меч. Держись, Черномор! Едем дальше!
Дни бегут, желтеют нивы... Вдруг вы замечаете, что над вашей головой кружит некий карлик: это и есть злодей Черномор! Вы, проворно ухватившись за длинную бороду негодяя, взвиваетесь под облака! Два дня вы не отпускали колдуна, требуя доставить вас к Людмиле. На третий день карлик сдался и приземлился среди своих ужасных владений в горах. Что будете делать дальше:
Еще от заколдованного витязя-головы вы узнали, что именно в чудесной бороде Черномора таится «сила роковая» и, «доколе борода цела», волшебник может творить свои коварные дела. Для сказок, мифов и легенд история о том, что сила героя находится в каком-то предмете, — довольно частая. Вспомним того же Кощея Бессмертного, душа (жизнь, сила) которого находится в тщательно запрятанной игле. Посадив карлика Черномора в котомку за седло, как в былинах Илья Муромец привязывал к седлу Соловья-разбойника, вы отправились на поиски Людмилы.
Долго искали вы Людмилу в чертогах и владениях Черномора. И вот, не веря своим очам, вы видите прекрасную девушку. Но что же? Дева дремлет, сомкнуты очи и уста! Как же ее разбудить? Есть идеи?
Действительно, во многих сказках, как и в поэме Пушкина, когда герой оказывается в безвыходной ситуации или не знает, что делать, на подмогу ему снова приходит волшебный помощник. Так и здесь Руслан вдруг слышит знакомый голос добродетельного мудреца-отшельника, который советует герою ехать домой со спящею Людмилой. В родном краю, в доме своего отца, князя Владимира она восстанет от очарованного сна. Образ спящей девушки часто встречается в мировом фольклоре. Например, в русской «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Этот образ — один из древнейших в мировой культуре. Пробудить девушку может лишь тот, кто предназначен ей в мужья. Итак, взяв на руки спящую Людмилу, вы отправляетесь в обратный путь!
Путь домой непрост. Луна чуть светит над горою, объяты рощи темнотою. Вы решили вздремнуть. Но вот незадача! Всё это время вас преследовал коварный соперник — бесчестный воин Фарлаф, который в вас «рукой презренной вонзает трижды хладну сталь» и уносит Людмилу с собой. И вдруг снова рядом с вами, полуживым, появляется старик-отшельник! У вас есть минута на то, чтобы объяснить ему, как вас оживить после потери сознания. Что скажете?
«И стал над рыцарем старик, и вспрыснул мертвою водою, и раны засияли вмиг, тогда водой живою героя старец окропил, и бодрый, полный новых сил, трепеща жизнью молодою, встает Руслан». И снова вас спас волшебный помощник. Без помощи ближнего, доброго друга невозможно представить практически ни одной сказки! Мудрый старец дал вам также заветное кольцо, которым нужно будет коснуться головы Людмилы — и тайных чар исчезнут силы. Мертвая вода, заживляющая смертельные раны, живая вода, оживляющая героя, кольцо, меч — это так называемые волшебные предметы. Они — обязательный сказочный атрибут, о которых не забывает и Пушкин. Также в «Руслане и Людмиле» можно встретить еще один распространенный в сказках чудодейственный предмет — шапку-невидимку, с помощью которой Людмила прячется от Черномора. Спасенный другом-отшельником, вы направляетесь домой!
Вы прибыли на родину! Но и там вы встретились с испытаниями, с которыми успешно справились: одолели печенегов, расправились с предателем Фарлафом и, конечно, разбудили юную княжну Людмилу. Черномора вы решили помиловать и принять прислугой во дворец. Вот и конец нашей сказке! И напоследок: что будете пить на пиру, празднуя конец бедствий и спасение Людмилы?
Из всего предложенного выпить вы смогли бы только березовицу — древнерусский напиток, который готовился и бродящего в тепле березового сока. Лыченица же — это лапти, вересень — славянское название сентября, а сермяжина — это грубое крестьянское сукно из простой шерсти и одежда из него.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.