1. История про то, как листва одного дерева возгордилась тем, что дает путникам отдых под своей тенью, однако забыла, что в первую очередь надо поблагодарить корни дерева, которые питают листву.
«С новою весною лист новый народится, А если корень иссушится, – Не станет дерева, ни вас». Басня «Листы и корни» написана в 1811 году и является одной из самых известных у Ивана Крылова. По версии многих исследователей, басня стала откликом на деятельность Александра I и членов «негласного комитета», которые занимались крестьянским вопросом. Дворянское сословие автор уподоблял листве, под корнями же понимался простой народ. Крылов своим текстом хотел напомнить читателям о взаимном уважении, значении людей труда и пагубе хвастовства и гордыни.
2. История о том, как один нищий человек удивлялся жадности богачей, но, когда у него самого появились деньги, также проявил алчность, и в результате лишился всего.
Это басня Крылова «Фортуна и нищий» (1813). В ней рассказывается о том, как нищий, осуждавший богачей за их жадность, встретил Фортуну (Удачу). Она обещала насыпать в его кошель золото с условием: если он не остановит вовремя золотой поток, то кошель треснет от тяжести, и золото, оказавшись на земле, обратится в прах. Нищий, по жадности своей, не смог остановиться: «Рассыпалась казна и обратилась в прах». Мораль басни в следующем: нередко люди готовы довольствоваться малым, однако чем богаче они становятся, тем больше им хочется, и нет конца их желаниям. Пытаясь стать богаче, человек часто становится жертвой собственной алчности и теряет все, что имел. Также Крылов этой басней иллюстрирует мысль о том, что в других людях мы часто замечаем недостатки и ошибки, но не видим, что порой сами делаем так же, как и они.
3. История о том, как деревья решили выбрать себе царя среди себе подобных. Все «кандидаты» отказались, так как посчитали, что их плоды и листья больше нужны людям. В итоге царствовать согласился терновник.
Эта ветхозаветная притча о деревьях и терновом кустарнике из Книги Судей – самая первая притча в Библии. Деревья захотели поставить над собой правителя. Они предлагали царствовать маслине, смоковнице и виноградной лозе, однако те отказались, потому что хотели приносить пользу людям. Царствовать над деревьями согласился только терновый куст. Эту притчу рассказывает народу герой по имени Иофам, чтобы люди избрали царем достойного человека, и предупреждает их об их ответственности за сделанный выбор.
4. История о том, как богатый человек простил своему слуге долг. Тот же, в свою очередь, не простил долг своему товарищу. За то, что слуга плохо поступил с другом, правитель наказал своего подданного.
Это библейская притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35). В ней рассказывается о царе, который собирал долги со своих рабов. У одного из слуг не было денег, однако правитель простил ему долг. Раб же не простил долг своему товарищу, и, несмотря на его мольбы, посадил его в темницу. О случившемся узнал царь, который наказал злого раба: «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Эта притча учит состраданию и милосердному отношению к тем, кто согрешил перед нами. Евангельское заключение притчи: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
5. История о туче, которая вместо того, чтобы спасти от засухи поле, пролилась дождём над морем.
В крыловской басне «Туча» рассказывается о том, как над изнурённым от зноя краем пронеслась туча, которая пролилась дождём над морем. Своей «щедростью» Туча хвалилась перед Горой, которая ответила: «Когда бы на поля свой дождь ты пролила, Ты б область целую от голоду спасла: А в море без тебя, мой друг, воды довольно». Мораль басни заключается в том, что по-настоящему добрые и великодушные поступки нужно совершать не ради похвалы, а ради реальной помощи нуждающимся. Добро надо делать с умом: «хороша милостыня во время скудости», но «бесполезно и бестолково расточать свои благодеяния там, где в них вовсе не нуждаются».
6. История о человеке, который помог путнику, пострадавшему от рук разбойников.
Это одна из самых известных притч Иисуса Христа — о добром самарянине. Свою мысль о любви к ближнему Спаситель подкрепил рассказом о том, как один человек попал в руки разбойников. Мимо него, израненного и ограбленного, прошли священник и его помощник, и только самарянин остановился помочь бедняге: обмыл и перевязал раны, довез до города и заплатил владельцу гостиницы, чтобы он позаботился о пострадавшем. Именно он, оказавший милость, и есть ближний для попавшего в беду. Архимандрит Иоанн Крестьянкин называл эту притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
7. История о купце, который увидел драгоценную жемчужину, и, чтобы её купить, продал все, что имел.
Это библейская притча о купце, ищущем хорошего жемчуга – одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном, содержащаяся в Евангелии от Матфея: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Царство Небесное – величайшая благодать, драгоценность, ради которой необходимо пожертвовать всеми благами, какими только обладает человек, отказаться от зримого и материального. Драгоценная жемчужина – метафора истины, которую обрел человек в учении Христа.
8. История о трех братьях, двое из которых были вознаграждены за свои труды, а третий, младший, остался ни с чем и винил в этом всех, кроме себя.
Двум старшим братьям из басни Крылова «Фортуна в гостях» удалось своими трудами и талантами добиться успеха и безбедной жизни, а младший «всё лето мух ловил» и остался ни с чем. Часто люди, как и этот младший брат, обвиняют судьбу, Бога и всех вокруг в своих неудачах, но очень часто «поглядишь, так сами виноваты». Крылов призывает обернуться к себе, посмотреть на себя, чтобы не упустить в жизни ничего важного, не лениться, ловить момент – «Лишь время не терять умей, а упустил – так на себя пеняй».
9. История о человеке, который пытался очистить от пыли и грязи золотую монету, однако натёр и стесал её так сильно, что она потеряла ценность.
В басне «Червонец» (1812) Крылова рассказывается о мужике, который нашел на земле запачканную грязью и пылью золотую монету – червонец. Он решил обменять его на пятаки, однако подумал, что пятаков может быть вдвое больше, если червонец заблестит. Тогда он придумал натереть червонец кирпичом, щебнем и мелом, но так увлекся, что стер с монеты много золота, «стало весу мало, и цену прежнюю червонец потерял». Мораль басни заключается в том, что, пытаясь что-то улучшить, важно не навредить и не испортить до такой степени, когда все может потерять свою ценность и значимость.
10. История о том, как один человек не поверил словам своего лукавого врага о том, что тот изменился и больше не причинит зла.
Это басня Крылова «Крестьянин и змея» (1818). В ней лукавой змее не удалось убедить героя в том, что она стала доброй, и теперь не ужалит его. Герой не поддался ухищрениям и сказал: «Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя всё то же». Содержанием своей басни Крылов иллюстрирует торжество разума, истины и добра над изощренным коварством.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.