В какой великий православный праздник священнослужитель облачается в красные одеяния?
Цвет облачения священника — символический и зависит от церковного праздника. Главный православный праздник — Пасха Христова — как правило, начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Иисуса. Однако пасхальная литургия, а после — и вся седмица служатся в красных ризах, символизирующих торжество пламенной любви Господа к людям, явленной в Искупительной Жертве Христа. Также красные одеяния должны использоваться в праздники мучеников. Красный здесь — символ мученической крови, которую они пролили за Спасителя.
Почему на некоторых иконах иконописцы изображали черных коней синими?
В иконописной традиции черный цвет был противоположностью белому — Божественному свету, цвету вечной жизни и чистоты. Черный же считался цветом смерти, ада, духовной тьмы и слепоты. Поэтому в иконописи черным закрашивали только изображения пещеры, где покоится Младенец Христос, гроба, из которого встает воскресший Лазарь в белых одеждах, и адское жерло, из глубины которого изводятся воскресшие праведники. Когда же на иконе нужно было изобразить что-то, имеющее в обычной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. К примеру, черных коней рисовали синими.
Кто из православного духовенства носит фиолетовую мантию?
Фиолетовый цвет в православном богослужении традиционно напоминает о Кресте и распятии Иисуса Христа ради спасения людей. Также этот цвет выражает мысль о том, что Своею смертью на Кресте Иисус победил смерть как таковую. Православный архиепископ как бы облекается в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем которого архиепископ является в Церкви. У митрополитов мантия голубого цвета, а у патриарха — зеленая.
Из-за чего в XII веке в Западной Европе вспыхнула «война» между монахами?
Черный цвет всегда играл в жизни монахов ключевую роль — это цвет покаяния и отречения от мирской суеты. Однако в XII веке французские монахи-цистерианцы выступили против черного облачения и стали носить белые одеяния, объяснив это тем, что белый — цвет чистоты, невинности и всех добродетелей, а черный — цвет дьявола и ада. В ответ на это «черные» монахи аббатства Клюни обвинили «белых» монахов в неоправданном ношении праздничного одеяния, гордости, презрении к традициям и неверном толковании традиционного цвета смирения. Такая «война» между «черными» и «белыми» монахами продолжалась более 20 лет, и к соглашению они так и не пришли. Поэтому в истории цистерианцы будут неразрывно связаны с белым цветом, так же как клюнийцы — с черным.
Кому посвящены православные храмы, имеющие синие (голубые) купола?
Церкви, увенчанные синими куполами, как правило, посвящены Божией Матери. Звезды, изображенные на таких сине-голубых куполах, напоминают о рождении у Пресвятой Богородицы Младенца Иисуса. Синева указывает на небесную совершенную чистоту и непорочность Богоматери. Интересно, что на иконах и других своих изображениях Пресвятая Дева часто предстает в сине-голубом одеянии, которое также символизирует Ее девство.
На коне какого цвета едет первый всадник Апокалипсиса из Откровения Иоанна Богослова? Я взглянул, и вот, конь ______, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:1–2).
Откровение Иоанна Богослова изобилует множеством цветовых подробностей̆ со сложной символикой. Самые известные из них — это описание четырех всадников Апокалипсиса, характеризующих всю историю человечества. Каждый всадник едет на коне определенной масти. Первый скачет на белом коне. Поскольку значение цвета в Апокалипсисе двойственно, белый цвет обычно рассматривается одновременно и как олицетворение праведности, добра и совершенства, и как внутреннего разлада, раздора, из-за которого и возникают всевозможные бедствия в мире, войны и катаклизмы.
Крест какого христианского мученика изображен на картинке?
Крест святого Георгия — прямой красный крест, расположенный на белом фоне. Он является символом христианского святого и великомученика Георгия Победоносца. Крест святого Георгия, пострадавшего в 303 году при императоре Диоклетиане, использовался во время крестовых походов и был в те времена любимым символом рыцарей и знати. Крест святого Георгия изображен на гербах и флагах многих стран (Англии, Грузии и т. д.) и городов (Генуи, Барселоны и т. д.), жители которых считают святого Георгия покровителем.
Какой цвет имеет мафорий (женская накидка с головы до пят) Богородицы на иконах?
На иконах Божию Матерь принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который Она носила по обычаю замужних иудейских женщин. Этот плат надевался поверх другой одежды (чаще всего — ризы голубого цвета) и покрывал практически все тело. В иконографии цвет мафория Богородицы багряный, темно-красный (пурпурный, вишневый). Багряница — это одновременно напоминание о царственном происхождении Божией Матери (Она — Царица Небесная, а пурпурный цвет считался «царским») и о перенесенных Ею страданиях.
Иуду, Каина и других отталкивающих персонажей Библии в романском искусстве изображали в одеждах именно этого цвета. Какого?
В XV–XVI вв. на фресках и миниатюрах отрицательных библейских персонажей (Иуду, Каина, Далилу, Каиафу и др.), как правило, изображали в одеждах зеленого цвета. В те времена в Европе зеленый цвет считался дьявольским, порочным, цветом Скупости и Зависти — двух из семи смертных грехов. Однако со временем зеленый цвет стал восприниматься положительно, вернув свою первоначальную символику молодости, силы и весны. А в православной традиции зеленый цвет и вовсе праздничный. Это цвет Святой Троицы, символ вечной жизни, жизни как таковой, обновления и животворения.
Автор викторины: Ася Занегина.
Использованные материалы: В. Бычков «Феномен иконы», Н. Бахилина «История цветообозначений в русском языке», В. Гёте «Учение о цвете», М. Пастуро «Зеленый: история цвета», М. Пастуро «Синий: история цвета», М. Пастуро «Черный: история цвета», Л. Лебедев «Символика православного храма.
Автор викторины: Ася Занегина.
Использованные материалы: В. Бычков «Феномен иконы», Н. Бахилина «История цветообозначений в русском языке», В. Гёте «Учение о цвете», М. Пастуро «Зеленый: история цвета», М. Пастуро «Синий: история цвета», М. Пастуро «Черный: история цвета», Л. Лебедев «Символика православного храма.
Автор викторины: Ася Занегина.
Использованные материалы: В. Бычков «Феномен иконы», Н. Бахилина «История цветообозначений в русском языке», В. Гёте «Учение о цвете», М. Пастуро «Зеленый: история цвета», М. Пастуро «Синий: история цвета», М. Пастуро «Черный: история цвета», Л. Лебедев «Символика православного храма.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.