Испытай себя на знание искусства авангарда! Малевич называл «Черные квадрат» антииконой, потому что ненавидел христианство? А правда ли, что Василий Кандинский сравнивал свои картины с молитвой? И неужели авангардисты призывали раз и навсегда порвать с классической литературой?
Конечно, все действительно серьезные художники-авангардисты прекрасно умели писать в традиционном академическом стиле. Отразить на холсте окружающую действительность (в том числе людей и животных) для них не составляло никакого труда. Некоторые, но далеко не все, авангардисты создавали агитационные политические плакаты (например, Эль Лисицкий) или писали, как Василий Кандинский, картины в абстрактном стиле. Однако общим местом для тех, кто гордо причислял себя к авангарду в искусстве, было провозглашение творческой революции, за которой должна последовать радикально новая эпоха в истории человечества.
Вы обрадовались тому, что ответили правильно? Не спешите. Верны здесь все варианты! Это же не просто искусство, а авангард. Поэтому и тест у нас авангардный. Мы, конечно, могли бы сделать вопрос со всеми неправильными ответами, но решили сделать наоборот и подарить Вам очко. А если серьезно, то авторы этого манифеста, считали, что только авангардисты являются истинными выразителями духа XX века, и потому считали, что под стать новой эпохе пора обогатить словарь русского языка. А Пушкин, Достоевский и вообще вся классическая литература — только фальшь, которую нужно поскорее забыть, ибо «кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».
До пятнадцати лет Малевич даже не задумывался о том, чтобы стать художником. Но, оказавшись в Киеве, он, как заворожённый, наблюдал за иконописцами, которые расписывали древний собор. Малевич сразу же упросил маму купить ему кисти и краски.
Действительно, Кузьма Петров-Водкин в период Первой мировой войны написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец», затем «Богоматерь с младенцем», а в 1918 году, в умирающем от голода Санкт-Петербурге, — знаменитую «Петроградскую мадонну». Кстати, Петров-Водкин так же, как и Малевич, взялся за кисти под впечатлением от процесса написания икон.
Не только Анри Матисс так восторгался иконами. Многие авангардисты приходили к пониманию того, что в иконе содержится тот художественный идеал, который они так силились найти. Знаменитый русский авангардист Василий Кандинский признавался: «Никакую живопись я не ценю так высоко, как наши иконы. Лучшее, чему я научился, научился я от наших икон, не только в плане художественном, но и религиозном».
«Черный квадрат» – это действительно «антиикона», но не потому, что Малевич был противником веры и таким образом попытался дискредитировать иконографию. Художник настаивал на том, что символизм «Квадрата…» по своей силе не уступает иконе. Сам он считал, что его картины — это «дорожные знаки», которые указывают путь в новую эпоху, которая неизбежно принесет за собой новое искусство.
Удивительно, но именно так. В своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский писал, что сама по себе музыка абстрактна, но при этом каждый человек слышит в ней понятное и при этом очень личное настроение, мысль или даже образ. Абстракционизм (лат. abstraction — «удаление», «отвлечение»), отказавшись изображать природные явления и формы, стремился с помощью геометрических фигур и определенных цветовых сочетаний вызвать у созерцателя ощущение законченности и гармонии.
Эту картину относят к позднему периоду творчества Василия Кандинского, когда художник, поэкспериментировав с разными формами и стилями, вновь вернулся к абстракции. «Последовательность» напоминает страницу из нотной тетради: на горизонтальных линиях расположены то ли какие-то загадочные буквы, то ли ноты, то ли древние наскальные изображения.
Официально акционизм возник во второй половине XX века в Западной Европе. Тогда среди художников появилась идея сблизить искусство с творческой деятельностью (в этом и заключалась «акция» как действие), сместить акцент с самого художественного произведения на процесс его создания. Однако авангардисты начала XX века предвосхитили эти процессы. Впервые в истории искусства они начали устраивать шокирующие обывателей выставки (одна из самых известных прошла в Петрограде в 1915 году и называлась «Трамвай В»), устраивать целые шествия, писать яркие манифесты. Так авангардисты пытались привлечь внимание к своему творчеству, заставить людей всерьез задуматься над ним.