1. Авангардистами называют тех, кто:
Конечно, все действительно серьезные художники-авангардисты прекрасно умели писать в традиционном академическом стиле. Отразить на холсте окружающую действительность (в том числе людей и животных) для них не составляло никакого труда. Некоторые, но далеко не все, авангардисты создавали агитационные политические плакаты (например, Эль Лисицкий) или писали, как Василий Кандинский, картины в абстрактном стиле. Однако общим местом для тех, кто гордо причислял себя к авангарду в искусстве, было провозглашение творческой революции, за которой должна последовать радикально новая эпоха в истории человечества.
2. «Пощечина общественному вкусу» — один из главных программных документов русского авангарда. Он утверждал, что:
Вы обрадовались тому, что ответили правильно? Не спешите. Верны здесь все варианты! Это же не просто искусство, а авангард. Поэтому и тест у нас авангардный. Мы, конечно, могли бы сделать вопрос со всеми неправильными ответами, но решили сделать наоборот и подарить Вам очко. А если серьезно, то авторы этого манифеста, считали, что только авангардисты являются истинными выразителями духа XX века, и потому считали, что под стать новой эпохе пора обогатить словарь русского языка. А Пушкин, Достоевский и вообще вся классическая литература — только фальшь, которую нужно поскорее забыть, ибо «кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».
3. Казимир Малевич — один из самых известных представителей авангардного искусства. Знаете ли вы, с чего начался путь создателя «Черного квадрата»:
До пятнадцати лет Малевич даже не задумывался о том, чтобы стать художником. Но, оказавшись в Киеве, он, как заворожённый, наблюдал за иконописцами, которые расписывали древний собор. Малевич сразу же упросил маму купить ему кисти и краски.
4. В своем творчестве авангардисты часто обращались к христианским сюжетам. Например, художница Наталья Гончарова писала иконы в авангардном стиле, а Николай Рерих оставил целый цикл картин о преподобном Сергии Радонежском. А кому из авангардистов принадлежит серия полотен, в которых присутствует символизм Богородичной иконографии:
Действительно, Кузьма Петров-Водкин в период Первой мировой войны написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец», затем «Богоматерь с младенцем», а в 1918 году, в умирающем от голода Санкт-Петербурге, — знаменитую «Петроградскую мадонну». Кстати, Петров-Водкин так же, как и Малевич, взялся за кисти под впечатлением от процесса написания икон.
5. Известный французский скульптор и художник, которого приписывают к авангарду, Анри Матисс (1869–1954), оказавшись в России, увидел одну художественную коллекцию, о которой восторженно сказал: «Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих … как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства». Что же увидел великий художник:
Не только Анри Матисс так восторгался иконами. Многие авангардисты приходили к пониманию того, что в иконе содержится тот художественный идеал, который они так силились найти. Знаменитый русский авангардист Василий Кандинский признавался: «Никакую живопись я не ценю так высоко, как наши иконы. Лучшее, чему я научился, научился я от наших икон, не только в плане художественном, но и религиозном».
6. А вот Казимир Малевич свой знаменитый «Черный квадрат» называл «антииконой». Среди искусствоведов до сих пор ведутся споры, что именно хотел этим сказать художник. Какое из ниже приведенных толкований действительно встречается?
«Черный квадрат» – это действительно «антиикона», но не потому, что Малевич был противником веры и таким образом попытался дискредитировать иконографию. Художник настаивал на том, что символизм «Квадрата…» по своей силе не уступает иконе. Сам он считал, что его картины — это «дорожные знаки», которые указывают путь в новую эпоху, которая неизбежно принесет за собой новое искусство.
7. Авангардист Василий Кандинский создал свое собственное направление в искусстве — «абстракционизм». Свою живопись художник сравнивал…
Удивительно, но именно так. В своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский писал, что сама по себе музыка абстрактна, но при этом каждый человек слышит в ней понятное и при этом очень личное настроение, мысль или даже образ. Абстракционизм (лат. abstraction — «удаление», «отвлечение»), отказавшись изображать природные явления и формы, стремился с помощью геометрических фигур и определенных цветовых сочетаний вызвать у созерцателя ощущение законченности и гармонии.
8. Какую из ниже представленных картин написал Василий Кандинский?
Эту картину относят к позднему периоду творчества Василия Кандинского, когда художник, поэкспериментировав с разными формами и стилями, вновь вернулся к абстракции. «Последовательность» напоминает страницу из нотной тетради: на горизонтальных линиях расположены то ли какие-то загадочные буквы, то ли ноты, то ли древние наскальные изображения.
9. В начале XX века авангардисты создали совершенно новое явление в искусстве — акционизм. В чем оно заключалось:
Официально акционизм возник во второй половине XX века в Западной Европе. Тогда среди художников появилась идея сблизить искусство с творческой деятельностью (в этом и заключалась «акция» как действие), сместить акцент с самого художественного произведения на процесс его создания. Однако авангардисты начала XX века предвосхитили эти процессы. Впервые в истории искусства они начали устраивать шокирующие обывателей выставки (одна из самых известных прошла в Петрограде в 1915 году и называлась «Трамвай В»), устраивать целые шествия, писать яркие манифесты. Так авангардисты пытались привлечь внимание к своему творчеству, заставить людей всерьез задуматься над ним.