4 октября 2013 года ко Господу отошла Марина Андреевна Журинская, известный богослов, лингвист, наш постоянный автор. Марина Андреевна активно участвовала в жизни «Фомы», и ее тексты всегда занимали особое место в журнале: заставляли думать, спорить, углубляться, вызывая, подчас, диаметрально противоположные реакции, но никогда — равнодушие. В этом выпуске мы публикуем несколько текстов Марины Андреевной, написанных для «Фомы» в разные годы.
“Неотвратимая трагичность бытия” – о страхе смерти и о том, что сильнее его. “Силоамская башня и новейшие обстоятельства” – о вечном поиске виновных, об осуждении ближнего, даже если его уже нет в живых. Слова “новейшие обстоятельства”, вынесенные в заголовок, относятся к страшной трагедии, произошедшей несколько лет назад – пожару в пермском клубе «Хромая лошадь» — и еще более страшной реакции на нее. «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?»
“Поворот оверкиль” – о том, как именно изменился наш мир. На сколько градусов повернулся «исторический корабль» за последнее время? Какими хотят быть или казаться современные люди? Хорошими? Или “крутыми и успешными”? И что сулит нам поворот оверкиль?
Прошел ли бесследно технический прогресс для внутреннего мира человека? Об этом читайте в колонке главного редактора Владимира Легойды “Человек идущий, или Несколько слов о Пути, паломничестве и преподобном Серафиме”.
Интервью номера – с народным артистом России Владимиром Стекловым. Что актер извлек из роли Иуды Искариота, как переосмыслил апокрифическое представление о нем? Почему священник, ведущий себя равнодушно и даже грубо, все равно не оттолкнул его от церкви? И вообще можно ли себя почувствовать не чужим в храме? Об этом и многом другом — наш разговор с Владимиром.
Тема ноябрьского номера несколько провокационная – “Куда исчез настоящий мужчина?” Хотя «Фома» и не претендует на исчерпывающий ответ на этот вопрос, однако пробует поговорить о том, как эпоха влияет на мужественность мужчины и женственность женщины. В опросе по Теме участвуют экс-боксер Николай Валуев, музыкант Вячеслав Бутусов, тележурналист Аркадий Мамонтов, заслуженный мастер спорта Владимир Крупенников, журналист Дмитрий Соколов-Митрич, путешественник Федор Конюхов, доктор-клоун Константин Седов и др.
О переменах в понятии “мужественность”, об архетипе мужественности и о том, кто претендует на олицетворение мужского образа современности, размышляет Андрей Рогозянский.
Слесарь-интеллигент Гоша из к/ф «Москва слезам не верит» -—настоящий мужчина или “хрупкий сосуд”? В нем ли нужно искать образец истинно мужского поведения? Порассуждать на эту тему читателям предлагает наш постоянный автор Александр Ткаченко.
На “мужскую тему” мы поговорили с настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, протоиереем Максимом Козловым.
Случилось ли что-то с сильным полом, и если да, где стоит искать корни этого явления? Что о мужественности говорит христианство, непрестанно обвиняемое в пропаганде мягкотелости, непротивлению злу, а значит – слабости? Что дал нам в этом смысле Новый Завет, и что – Ветхий? Наконец, как быть с тем, что покровители семьи – святые Петр и Феврония – являли собой отнюдь не домостроевский пример распределения ролей между мужем и женой? Читайте в материале “О хлюпиках и воинах Христовых”.
“Клайв Стейплз Льюис: Настигнутый радостью”. Автор “Хроник Нарнии”, писатель-фантаст, сказочник; один из самых читаемых христианских авторов в мире; ученый, профессор филологии, публицист; англиканин, друг и оппонент католика Дж. Р.Р.Толкина. Все это Клайв Стейплз Льюис. Однако мало кото знает, какая непростая судьба была у “апологета радости”. В преддверии 115-летия со дня рождения Льюиса мы узнаем его как писателя и как человека – в беседе с филологом, переводчиком и специалистом по Льюису Николаем Эппле.
В мае этого года в жизни Церкви произошло уникальное событие – молебен в недрах угольной шахты, на глубине 770 метров. Совершил его епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов). Как отнеслись к этому событию шахтеры и другие люди? Почему архиерей решил провести подобный молебен? Об этом и многом другом владыка Игнатий поведал “Фоме”.
Михаил Врубель. Демоны и пророки.
Демоны когда-то принесли Врубелю славу, благодаря его “Демонам” им восхищаются и сегодня. Но почему сам художник в конце жизни считал эти картины своим бременем и страдал от них? Почему после своих “демонических лет” он все же вернулся к Писанию?
Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой – разрушением души.
О творческой свободе без нравственных ограничений и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но и наполняет мир разочарованием и отчаянием, а также о пути великого художника к просветлению через помрачение души пишет искусствовед Инна Волошина.
Болевая точка русской интеллигенции, или За что ценили Льва Толстого.
Что представляло собой учение Льва Толстого, и как его воспринимало образованное русское общество? Как изменилось отношение к идеям Льва Николаевича после революции 1917 года? В чем особенность заочного спора отца Иоанна Крондштадтского с Толстым? Об этом Виталий Каплан побеседовал с проректором Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Георгием Орехановым.
А для семейного чтения предлагаем вашему вниманию рассказ Дмитрия Володихина “Терновый шлем” – о том, как началась дружба Минина и Пожарского. Иллюстрации к рассказу подготовила Елена Поповская.