Рубрика «Письма»
Разные грани взаимоотношений с родственниками затрагиваются в письмах о близких. Личный опыт авторов писем сочетается с цитатами из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой, записей протоиерея Александра Ельчанинова (1881—1934) и, конечно, отрывками из Евангелия на заданную тему.
«Мама
Моя кума, подруга детства, чуть ли не с самого дня крестин ее сына, моего крестника, весьма скептически относилась к моим попыткам регулярно водить ребенка в церковь. «Зачем ему стоять два часа на одном месте, слушать бесконечное нудное пение каких-то там молитв, когда он ни-че-го еще не понимает, он говорит только “мама, баба, папа, тетя, дядя”. Вот и все, что он способен воспринять. Какой Бог?» В знак протеста кума с нами в церковь не ходила: «Тебе надо, ты и ходи! Только смотри, ребенка не замучай!» Вначале я одна стояла с тяжеленным орущим кульком, которому, казалось, было всё на свете безразлично, кроме еды. Потом крестник подрос и часть пути мог проделать самостоятельно (другую часть пути приходилось опять-таки тащить на руках, благо церковь была недалеко от дома). Однако служба его занимала по-прежнему мало. Разве что свечки задувать нравилось и яростно рвать цветки, ростки и какие-то стручки на церковном кладбище. «Да что же это за беспредел! — думала я не раз в отчаянии. — Вон та белобрысая девчонка того же возраста «мама-папа-баба» всю «Херувимскую» стоит как вкопанная, а этого опять тянет на улицу сорняки рыхлить, опять этот Ванька ноет, пропащий! Кажется, ему и правда рановато молиться».
Как-то раз после службы крестник изъявил желание попутешествовать по храму. Потянул меня за руку и повел в один из приделов. «Что он там не видел?» — подумала я. Ваньку неожиданно заинтересовали огромные иконы. «Дядя!» — сказал он, постояв немного у иконы святителя Николая. «Ага», — подтвердила я. «Дядя!» — снова повторил он уже у иконы преподобного Сергия. «Дядя, дядя», — вздохнула я. Следующим было изображение неизвестной нам обоим святой. «Тетя!» — радостно сообщил мне крестник. Потом перед нами предстал образ какого-то архангела, кажется, Михаила. Ванька сосредоточился, потоптался на месте, а потом молча пошел дальше. А дальше нам встретилась огромная икона Богородицы. Ванька снова призадумался, я хотела было подсказать: «Тетя!» Но не успела. «Мама!» — произнес крестник.
Колонка главного редактора
«...Насколько я понял, мысль Гараджи такова: человек, изучающий какую-либо религию, вне зависимости от своего к ней отношения, всегда должен исходить из того, что Бога как бы не существует. Тогда, мол, он будет объективным исследователем. Но разве в таком случае не может возникнуть «запрет на профессию» для человека верующего, потому что хотя данную религию истинной он может не признавать, но в существовании Бога не сомневается? И можно себе представить (точнее, нельзя, но это уже игра словами), что означает для верующего отказаться от своей веры в «методологических» целях. Даже если отстраниться от нравственного аспекта такой операции, понятно, что такой исследователь будет не идентичен себе самому; он станет конструктом, исследующим конструкт, и чрезвычайно сомнительным будет прежде всего отношение всего этого построения к роду человеческому.
Не согласился я с этим еще и потому, что не вижу здесь никакой объективности, но, напротив, вижу некий априорно принимаемый отказ в праве на существование основному содержанию того, что ты собираешься изучать. То есть получается, что при подобном подходе мы исходим из того, что предмета веры не существует. И начинаем эту веру исследовать, уже заведомо предполагая ее несостоятельность, вне зависимости от результатов нашего исследования…», — «О методологическом а-теизме» рассуждает Владимир Легойда в Колонке главного редактора.
Интервью номера
Этого человека у нас в стране знает каждый. И даже те, кому имя «Алексей Рыбников» ничего не говорит, все равно знакомы с ним через его удивительную музыку. Озорные и трогательные песенки из фильмов «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино», пронзительная в своей искренности мелодия из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», лирическая баллада из «Вам и не снилось» и наконец один из самых знаменитых гимнов любви «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» из рок-оперы «Юнона и Авось» — все это бесценное богатство подарил нам Алексей Рыбников. Но мало кому известно, что знаменитый композитор написал еще целый ряд произведений духовной музыки, что именно это направление в творчестве он считает для себя главным. Алексей Львович поделился своими мыслями о вере в Бога, о смысле искусства, о грехе и покаянии и о многом другом в интервью «Покаяние не бывает запоздалым, или Музыка для оглашенных»:
«...В человеке с рождения заложено стремление прийти к Богу. Иногда оно даже приобретает жуткие формы, такие, как увлечение магией, но это все от того, что человека тянет сделать шаг за пределы своего физического бытия, ему жутко интересно: а что там? И эта тяга либо спасает, либо губит, в зависимости от пути ее реализации…».
Тема номера: Поколение разводов
Поколение разводов — не нужно быть социологом, чтобы понять, что стоит за этой фразой, достаточно просто посмотреть вокруг. Даже если вы сами не прошли через трагедию развода, то без особого труда вспомните несколько близких вам людей, которых он коснулся: либо уже развелись, либо находятся на грани этого, либо выросли в семье, «где одна мама», либо... Нет смысла перечислять все варианты — развод давно уже стал самым обыкновенным фактом чуть ли не каждой семейной биографии. Святитель Иоанн Златоуст, комментируя вынесенный в эпиграф этой статьи фрагмент Евангелия, говорил: «...Не хотел Бог, чтобы отпускаема была жена, однажды соединенная с мужем, но для предотвращения больших зол, именно, чтобы при запрещении развода не стали убивать ненавистных жен внутри домов, Он допустил меньшее зло — развод...»
И сколько бы мы не кичились, что уж мы-де люди современные и что много воды со времен Златоуста утекло, приходится признать — человеческое жестокосердие каким было в те далекие времена, таким и осталось. И достигает оно сегодня не меньшего градуса, вплоть до убийств и членовредительства. Поэтому не стоит питать иллюзии, будто сегодня к разводам можно привыкнуть, будто ничего страшного они уже не несут.
Выпускающий редактор "Фомы" Николай Шешин о Теме июльского номера
Можно перемотать назад видеозапись какого-нибудь сериала и стереть из нее все моменты боли и разлуки. То же можно сделать и с бумажной лентой кардиограммы: найти место, где сердечный ритм «подскочил», вырезать его, разорвать, сжечь. Только вот рубец, оставшийся на сердце, никуда не денется. Точно так же не заживет душевная рана ни у человека, похоронившего свои отношения, ни у ребенка, который однажды перестал видеть папу или маму, ни у родителей бывших супругов, которые видели рассыпающуюся жизнь своих детей...
Мы можем искать разные объяснения ужасающей статистики разводов — в истории страны, в потрясениях, пережитых народом. Но ведь сам развод происходит не на уровне страны, и не в масштабах истории. Решающее его мгновение всегда случается между двумя людьми. И именно в сердцах этих двоих нужно искать ту силу, которая способна разорвать единую плоть семьи.
Человеческое жестокосердие — вот зло, несовместимое с браком настолько, что даже Бог допускает для падших людей «меньшее зло» развода. И за поиском социальных и исторических причин эпидемии разводов и сетованиями на «такие плохие времена», мы не должны забывать о главном. Семья всегда, даже в самые тяжелые времена, не умирала только там, где жестокость своего сердца людям удавалось победить любовью и милостью.
***
***
«Когда же ожесточилось мое глупое сердце? Почему я не сумел заметить этого вовремя? И самое главное — что же теперь делать со всем этим? Вопросов много, а вот как ответить на них — ума не приложу. Только и остается, что сидеть и думать. Крепко думать».
Своими мужскими размышлениями о главной причине разводов делится Александр Ткаченко. В тексте «Когда завянут помидоры» он последовательно рассматривает свою семейную жизнь — вначале с собственной точки зрения, а затем пытается взглянуть на прожитые совместные годы глазами жены... Итог?
«Вот — два автопортрета, две картины моей жизни. В каждой — чистая правда. Только никак не соединить их друг с другом, чтобы получился цельный образ. Распадаются эти две правды, словно разбитое зеркало, которое, как известно, не склеишь. И семья моя нынче — словно в разбитом зеркале: каждый — в своем осколке, у каждого — свой интерес, свои дела и заботы. Вроде бы в одном доме живем, а давно уже порознь».
***
«Человек отмороженный», или Почему развод нельзя привести в пример» — объясняет протоиерей Николай Емельянов:
«...Подобные «примеры» меня очень пугают. При таком понимании в слове «развод» начинает звучать что-то нормативное, делающее развод чем-то не только обычным, но и естественным. Развод здесь понимается уже просто как определенная стадия развития семьи, некий самостоятельный период жизни человека. На самом же деле это совсем не так. И пример развода привести нельзя как раз потому, что любой пример, по определению, должен представлять из себя что-то цельное и законченное. В ситуации развода это невозможно. Если семейная пара разводилась, но семью в конце концов удалось восстановить, это пример не развода, а ошибок в семейной жизни и путей их преодоления. Таких примеров можно привести сколько угодно — многие состоявшиеся, счастливые семьи воцерковились именно в такой критический момент. Если развод состоялся, но человек сумел создать другую семью и преодолеть последствия развода — это пример покаяния и второго брака, но никак не развода. Если человек после развода больше не создал семьи, но сумел преодолеть его последствия иным способом — это важный пример полноценной одинокой жизни, но никак не развода. А если ситуация развода осталась не преодоленной, то это вообще не пример — потому что примеривать нечего».
В разделе «Вера»
«Христос Евангелия или идол «хороших людей»?» — своей точкой зрения по данному вопросу поделился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви протоиерей Всеволод Чаплин.
«...Не лучше ли промолчать при тех, кто считает: Евангелие подправили дикие церковники, но Христос, Христос… Ну не мог Он (он) так сказать. Он хороший, добрый — и геев пожалеет, и атеистов не осудит навечно, и абортмахеров как-нибудь в рай введет. Покроет всё за гробом Своей любовью, а уж как именно — не нам судить.
Однако Новый Завет, если все-таки ему верить, говорит о Христе иначе. Да, Он милует грешницу и не дает бросить в нее камень, призывая (и успешно) ее к покаянию. Но Он обещает вечные муки тем, кто не исполнил Его заповеди (Мф 25:46). Он предлагает людям свободу, но о ставших рабами греха говорит: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф 13:41-42)».
***
50 лет назад умер святой, чья история — за недавностью лет — остается понятной и близкой нам всем, и в то же время она не может не поражать. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой.
Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней.
С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать...
Однажды ему приснился невероятный сон: «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором… Я с ужасом проснулся…».
***
Врезами к статье «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — Профессор, врач, архиепископ» даны краткие справки-жизнеописания других святых, тоже совмещавших служение врача со служением Богу. Речь идет об апостоле и евангелисте Луке, святых бессребрениках Косме и Дамиане, святых мучениках бессребрениках Кире и Иоанне (конец III — начало IV вв.), святом великомученике Пантелеимоне (III в.), мученике Диомиде (III в.), мученике Оресте (конец III — начало IV вв.) и о преподобных Алипии (XII в.) и Агапите (XI в.) Печерских.
***
Размышлениями об архиепископе-хирурге и эпохе медицинских стандартов делится ведущий научный сотрудник отделения торако-абдоминальной хирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского Елизавета Владимирова в тексте «Уроки святителя Луки»:
«...Архиепископ Лука для меня не только выдающийся хирург, но и личность, пример того, как профессионализм врача сочетается с небывалыми человеческими и духовными качествами. Его принцип работы с больными хорошо известен, он сам его сформулировал: «светя другим, сгораю сам». Пациенты и вправду стояли для него на первом месте среди всех — близких, друзей... И это определяет в нем всё.
<…>
Во времена архиепископа Луки и до недавнего времени в нашей стране не только пациент был для врача личностью. Личностью был и врач для пациента. Они оставались один на один, и всё, что было у доктора, — это его опыт и знание. Они обладали колоссальной ценностью. И в этой ситуации было уместно — нет, даже просто необходимо — «светить другим, сгорая самому». Это было условием успешной работы. Только так больной мог выздороветь. А сейчас — на фоне работы строго по медицинским стандартам — меняется психология и отдельных врачей, и пациентов.
Врач всё реже воспринимается как личность, скорее, — как механизм оказания помощи...».
***
В рубрике «Новомученики»
19 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Феодора (Богоявленского). Статья игумена Дамаскина (Орловского) об этом святом называется «Вземшийся за орало»:
«...Здесь Олег и принял твердое решение — всю жизнь свою посвятить только Господу. Грозным предупреждением звучали в его душе слова Господни: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9:62). Этот настрой, который он неизменно сохранял при всех обстоятельствах жизни, и послужил, вероятно, поводом для написания с него портрета художником Павлом Кориным...
<...> Вернулся он из лагеря через три года. При освобождении врач снабдил отца Феодора характеристикой, в которой отметил его исключительную добросовестность и редкие способности к медицине, и приложил ходатайство о предоставлении ему возможности закончить медицинское образование.
Нужно было решить, воспользоваться ли этими документами и стать врачом телесным или идти дальше по тесному и скорбному пути священноинока, который в то время неизбежно вел на голгофу. Его духовный отец и восприемник при постриге, архимандрит Никита (Курочкин), предоставил ему самому свободно решить этот вопрос. Отец Феодор обратился за советом к сестре: «А как ты думаешь, что ты посоветуешь делать?» Ольга, помолившись перед Казанской иконой Божией Матери, которой благословила их мать, вдруг словно ясно услышала голос: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Она повторила эти слова вслух. Отец Феодор внимательно выслушал их и, кротко улыбнувшись, сказал: «Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала, мне так это было нужно»...».
***
В рубрике «Простые вопросы»
— Мне священник сказал, что мои покойные родители попали в ад, поскольку у них были неисповеданные грехи. Он может это точно знать? Как мне относиться к его словам?
— Что означает грех мшелоимства, который упоминается в вечерних молитвах?
— Почему Церковь так негативно относится к идее эвтаназии? Разве Богу угодно, чтобы человек мучился?
— Мешает ли пирсинг спасению?
— В чем суть Петрова поста?
Ответы на эти и другие «Простые вопросы» ищите в одноименной рубрике.
В разделе «Люди»
«...Чему может научить кукла? Сделает ли деревянная сабля и игрушечный пистолет ребенка добрее? Вообще, возможно ли воспитание через игрушки?
Император Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной, видимо, считали, что возможно». Подробнее — в публикации «Игрушки для царской семьи»:
«...При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает. «Возможно, часть из этой одежды была выполнена руками самих девочек, — предполагает Тамара Атюшева. — Ведь мы знаем, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу». Дневник императрицы вновь подтверждает эту мысль: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей»...».
***
О детях, ищущих маму с папой — в рубрике «У Вас будет ребенок».
А также в рубрике «Семейный совет», в публикации «Двести пять паспортов» министр социального развития и труда Астраханской области Екатерина Анатольевна Лукьяненко рассказывает о том, как помогли видеопаспорта в их регионе:
«...За эти годы (с 2008 г.) в области подготовлено 205 видеопаспортов, 72 ребенка устроены на воспитание в семьи, еще 17 детей готовятся стать членами приемных семей. И хотя самым «популярным» возрастом среди детей, которых собираются и хотят усыновить, является возраст от нескольких месяцев до трех лет, в Астраханской области были устроены в семью дети и других возрастов: 23 ребенка от 3 до 5 лет и шестеро детей пяти — семи лет. Самым важным достижением мы считаем обретение дома и любящих родителей десятью ребятами в возрасте от 7 до 13 лет. Увы, это наименее привлекательная и сложная возрастная категория с точки зрения устройства в семью...».
***
В жизни Ксении Сочиловой произошел необыкновенный случай. Однажды, еще будучи студенткой, она чудом избежала авиакатастрофы. Самолет стремительно падал и вот-вот должен был разбиться, сам капитан аэровоздушного судна признал через громкоговоритель, что шансы на выживание близки к нулю... Но катастрофы не случилось.
Утверждать, что Ксения после этого сразу уверовала в Бога и воцерковилась, было бы явным упрощением. Рассказ о чуде и попытке его разоблачения — в материале «Возвращение домой».
«...Раньше я думала, что выражение «вся жизнь пролетела перед глазами за одну секунду» — это метафора. В тот момент я поняла, что это живая реальность. Когда есть несколько минут, чтобы принять собственную смерть, не нужно даже усилий, чтобы вспомнить все, что было до этого. Все самое главное приходит само. Как будто огневой чертой жизнь разделяется на «до» и «после». «После» — ничего уже не будет. А «до»… Что было «до»? И я вдруг поняла, что тоже ничего: «Мне семнадцать лет. Я закончила школу — и что? У меня в Москве осталось несколько друзей — и что? Сейчас учусь в Америке — и что? Ничего из этого не стоит того, чтобы им сильно дорожить. Жизнь-то, в сущности, была бессмысленной. Ее по большому счету не жалко…». С такой свойственной юности бескомпромиссной честностью я искала причину, ради которой можно просить Бога оставить мне жизнь, и не находила…
И вдруг меня пронзило — мама! Я сбежала от нее в Америку и так ни разу не сказала ей, как я ее люблю! И главное — она не переживет, если со мной это случится.
И тогда я — целиком и полностью захваченная мыслями о маме, сказала: «Господи, пожалуйста, сохрани меня, чтобы я могла сказать маме, что люблю ее. Не ради меня, а ради нее. Я готова умереть, но только, пожалуйста, оставь мне всего лишь одну минуту с мамой до этого». А потом тоже согнулась и начала про себя молиться той единственной молитвой, которую знала — «Отче наш» на английском языке. Когда я произнесла последние слова, я услышала голос: «Ты меня звала? Я пришел»...».
В разделе Культура
Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда?
Предлагаем вам узнать об этом из материала «Покровский собор. Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»?»
12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор — всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.
***
В этом году указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был образован Российский православный университет, базой для которого стал существующий в Москве еще с 90-х годов Российский православный институт имени Иоанна Богослова.
Особенность этого вуза в том, что он ориентирован на подготовку исключительно светских специалистов: филологов, историков, журналистов и даже юристов и экономистов.
Так зачем же ему декларировать свою религиозную направленность? Об этом мы решили спросить ректора РПУ игумена Петра (Еремеева) в интервью «Православной физики не бывает, но университет может быть христианским».
«Увы, беда с прилагательным «православный» началась не сегодня, а еще на заре христианства. После Миланского эдикта появилась не только свобода вероисповедания, но и свобода наречения себя христианином без необходимости внутренних изменений, без потери внутреннего комфорта. Скажем, носит человек крест, а может, и церковные ордена за заслуги — и для всех он христианин.
Проблема не в том, может ли экономист быть православным — проблема в том, что само определение «православный», «христианин» девальвируется в нашем сознании. Это ведь не просто достойные слова, это еще и огромная ответственность. Неважно, чем вы занимаетесь: водопроводом, бизнесом или государственным управлением — объявив о своем православии, вы обязаны соответствовать ему, в том числе и в своей профессиональной деятельности».
***
О том, как создавалась нарисованная история настоящей любви, поведала художник-мультипликатор, заведующая лабораторией классической и объемно-кукольной анимации факультета анимации и мультимедиа ВГИКа Надежда Михайлова в материале «Сказание о Петре и Февронии».
«И не менее важно то, что их история — по-настоящему живая, не лубочная. Заметьте, девушка Феврония, дочь древолаза, ведь непростая была! Мы в мультфильме сгладили, конечно, многие вещи. А в самой легенде довольно жесткие моменты есть. Вспомните хотя бы, как девушка специально оставила Петру одну язвочку, чтоб он вернулся и все-таки женился на ней... В общем, Феврония определенно девушка с характером! А мне, как режиссеру, очень важно, чтобы был сложный характер, за который можно зацепиться. Не бывает же, чтобы все были идеальные — люди все разные, разного характера, темперамента, и все они по-разному служат Богу».
***
В этом году исполняется 210 лет со дня рождения Владимира Даля. Все мы знаем его как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал, а ведь их великое множество. Именно об этом — текст Александра Ткаченко из детской литературной серии «Настя и Никита», который мы решили опубликовать в июльском номере «Фомы». Уверены, что судьба столь интересного человека не оставит равнодушными и детей, и их родителей.
«...Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями.
Однажды случилась беда: верблюда, груженного записками, во время боя захватили турки. Горю Владимира Ивановича не было предела. Позднее он писал: «Я осиротел с утратой моих записок... Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка, и все это погибло»...».
***
В рубрике «Строфы»
«…Не единожды, помню, выручал меня при подготовке к лекциям выпущенный при ее участии трехтомник «портретной галереи культурных героев рубежа XIX–XX веков». А еще — справочники, путеводители, ее родной альманах «Звено». — вспоминает редактор отдела поэзии «Новый мир» Павел Крючков. —…Наша рубрика в «Фоме» уже несколько лет жила своей жизнью и мне даже в голову не могло прийти, что целомудренно-потаенная, другая, жизнь Светланы Князевой, о которой я, разумеется, ничего не знал, — ее почти ежедневный стихотворный лирический дневник, проникнутый горячим религиозным чувством, — когда-нибудь своими отсветами, крупицами дойдет до наших страниц. Об этом ее напряженно-исповедальном труде знали очень немногие. Сама она относилась к нему, как мне кажется, с благодарным и смиренным удивлением, — ведь поэтом она себя не считала, а стихи приходили постоянно — один за другим. Но — именно стихи, а не зарифмованные переживания».
О поэтическом творчестве Светланы Князевой (1937 — 2010) читайте в материале «Божественные верфи».
***
Следом за «Строфами» идет еще одна посмертная оценка человеческих качеств и профессионализма человека — памяти «гениального звукооператора» (как его некогда отрекомендовали Денису Маханько) Алексея Зайцева посвящается статья «Помехи в эфире»:
«...Как звукорежиссер, Леша Зайцев умел буквально творить чудеса. Ему нередко приносили записи с посторонними шумами, шорохами и другими непонятными звуками. Алексей, услышав все это безобразие, делал кислую мину, садился за компьютер, и после двух часов его кропотливого труда в эфир шел кристально чистый звук! Это ли не чудо? Имея к тому времени опыт работы на других радиостанциях, я понимал, что характеристика «гениальный» полностью соответствовала умениям Алексея. Именно поэтому, делая для «Фомы» аудиоцикл коротких рассказов Максима Яковлева «Фрески», звукорежиссером проекта я выбрал Лешу Зайцева. А поскольку запись голосов наших чтецов — Ксении Охлобыстиной, Михаила Леонтьева, самого Максима Яковлева и других участников проекта — проходила в Москве, вдали от бдительного слуха звукооператора Зайцева, в предоставленных файлах присутствовали незначительные дефекты. Алексей, по своему обыкновению, изобразил негодование, и... все исправил, не оставив и следа от посторонних звуков. Помню, я поставил «Фрески» автору используемой в них музыки Сергею Щуракову, лидеру оркестра «Вермишель». Сергей тогда спросил: «А кто у вас звукорежиссер?» Ему очень понравилась Лешина работа».
После гибели Алексея в автокатастрофе, вдова и дети оказались в очень сложном материальном положении.
Подробную информацию об этом можно найти на сайте официального радио Санкт-Петербургской митрополии: www.grad-petrov.ru или узнать по телефону 8 (812) 328-29-32.
В рубрике «Коротко»
Один путешественник проделал долгий путь, чтобы послушать прославленного старца. Но когда повстречался с ним, был крайне разочарован.
— Я приехал с другого края света, чтобы послушать великого мудреца. Но ведь он говорит самые обычные, простые вещи, — пожаловался паломник одному из монахов.
— А ты не слушай слова. Слушай то, что стоит за словами, — посоветовал монах.
— Как так? — удивился путешественник.
И получил такой совет:
— Поймай фразу, которую произнес отче. Потряси ее хорошенько, пока не выпадут все слова. А то, что останется, наверняка станет ответами на все твои вопросы».
В рубрике «Эпилог»
Своими соображениями по июльскому номера поделился руководитель Федерального медико-биологического агентства России Владимир Викторович Уйба:
Не прятать голову в песок
Безусловно, в июльском номере «Фомы» не мог не привлечь моего особого внимания материал о святителе Луке (Войно-Ясенецком) (стр. 32). Мне как врачу особенно интересна его личность — ведь он явил собой пример не только выдающегося хирурга и ученого, но и самоотверженного служителя Церкви. Поразительно, как его гениальность проявилась сразу в двух разных областях: служении медицине и Церкви, Богу. А ведь в статье много говорится о том, что не все так просто было в его стремлении совместить эти два дела в одной жизни и одной судьбе.
Честно говоря, читая о таком человеке, о святом, ожидаешь, что история будет очень гладкой, может быть даже сусальной, и оттого — оторванной от жизни. Но рассказ о святителе Луке удался именно потому, что он вышел честным, без попыток что-то приукрасить или утаить. Поэтому его легче прочувствовать и ему легче поверить. То, как святитель разрывался между двумя служениями, то, как он чуть не отрекся от своего священства, и то, как сумел все-таки устоять, несмотря ни на что… Читая об этом понимаешь: великий святой был таким же, как все мы, жил в том же мире, сталкивался с теми же проблемами и тоже порой не был уверен в своей способности разрешить все трудности. Однако он смог стяжать святость. Здесь важный знак всем нам: мы тоже не безнадежны, тоже имеем шанс достигнуть многого, но это потребует от нас огромной работы и колоссальных жертв. Готовы ли мы к этому?
Безусловно, меня привлек рассказ о нем как о враче, но я считаю невозможным отделить его медицинские заслуги от трудов на духовном поприще. Ведь именно вера давала ему силы работать, помогала в науке и в медицинской практике… Уверен, что не только мне, но и многим врачам сегодня интересен именно этот аспект жизни святителя, и для многих из нас он является примером не только в профессии, но и в повседневной жизни.
Если перейти к другим вопросам, затронутым в июльском номере «Фомы» и прежде всего, в «Теме номера» (с. 16), то на страницах журнала нет решения тем трудностям, о которых говорят его авторы, но это, быть может, и к лучшему. Здесь ведь невозможны универсальные рецепты выхода из ситуации, а потому любые советы (особенно те, что раздает подчас светская глянцевая пресса) — могут оказать разве что медвежью услугу людям. Надо понимать: возможности любого СМИ, даже самого православного и самого компетентного, все-таки небезграничны. Очень часто человек вынужден принимать решения сам, и никто не напишет ему пошаговой инструкции на пути к спасению.
В такие моменты особенно важно, какой багаж знаний, воспитания и опыта есть у конкретного человека. И я очень благодарен авторам «Фомы» за то, что в этот багаж они делают действительно ценный вклад.
P.S.
Одновременно с новым журналом «Фома» у нас выходят фотообои по мотивам июльского номера. Заставки на рабочий стол выполнены нашими дизайнерами в двух размерах: 1640х1200 и 1920х1200.
Посмотреть их можно на нашем сайте, в разделе «Проекты».