Накануне праздника Богоявления Господня предлагаем читателям расшифровку передачи на радиостанции «Говорит Москва». Алла Митрофанова и протоиерей Игорь Фомин расскажут о смысле праздника Крещения Господня, крещенской воде и купаниях в иордани, крещении мучеников. С расшифровкой аудиозаписи беседы, состоявшейся в январе 2013 года, можно познакомиться на сайте «Фомы».
Алла Митрофанова: С праздником всех, дорогие слушатели! Программа «Фома. Для тех, кто хочет верить» в эфире. Я — Алла Митрофанова, у нас в гостях — протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Добрый вечер!
Протоиерей Игорь Фомин: Здравствуйте! И с праздником вас!
Алла Митрофанова: Гость, которого мы на прошлой неделе всем обещали в эфире. Отец Игорь, вы были анонсированы. Хотя у вас сейчас горячая пора, конечно. 18 — это Сочельник, 19 января — это праздник Крещения Господня. Все отцы в это время, по-моему, в бегах, в воде.
Чем опасны гадания?
Алла Митрофанова: Мы в прямом эфире, можете звонить и задавать все вопросы, которые касаются праздника Крещения, крещенской воды, окунания в прорубь, собственно все, что вас интересует, о том и спрашивайте.
Давайте начнем. Такой у нас флешбэк будет. На прошлом эфире был Сергей Худиев, обозреватель журнала «Фома», публицист очень известный, и мы говорили с ним о смысле праздника Крещения, о Святках. Потому что период от Рождества до Крещения называется Святками. Ну и как-то в нашем сознании, видимо, еще с детства сидит «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали». Разговор зашел о гаданиях, он естественно сказал, что гадать категорически запрещается. Я его стала расспрашивать, могли бы вы это как-то пояснить. Он говорит: вы можете спросить у любого практикующего священника, и он вам скажет, что последствия таких действий очень тяжелые, потому что, к сожалению, духовный мир — это реальность, там идет война. Вы могли бы прокомментировать это высказывание Сергея, я не ручаюсь за точность цитаты, но смысл был именно таким. Действительно ли тяжелые последствия обрушиваются на голову тех из нас, кто занимается гаданиями?
Протоиерей Игорь Фомин: Вообще, еще в ветхозаветной Церкви было такое постановление, то есть это в иудейском обществе, которое очень внимательно относилось к внутреннему нравственному состоянию общества, людей, которые ворожили, гадали и тому подобное, они побивали камнями. То есть последствия в полном смысле были очень тяжелые для таких людей, которые ворожили, гадали. Их лишали жизни через побитие камнями.
Алла Митрофанова: Но это, что называется, от рук соплеменников пали, а не от каких-то там сил...
Протоиерей Игорь Фомин: Да. Но это не просто так, наверное, соплеменники все это совершали, почему, именно потому, что ворожеи, гадалки, они наносят непоправимый урон обществу, в котором они живут. Они пытаются вклиниться в тот духовный мир и предвидеть то, что человеку пока что до поры до времени знать не надо.
Но за все надо платить. В чем здесь смысл? Смысл в том, что человек может достигать определенных высот, духовных высот, он может познавать мир. Есть прозорливые люди, которые могут предвидеть будущее и тому подобное. Но есть люди, которые хотят без усилий и труда заглянуть в это будущее. Они приходят точно также как Адам и Ева к древу познания добра и зла, вкушают, пытаясь механически стать как боги, как те, так и здесь. Но мы знаем, что бесплатного ничего не бывает. Значит, надо чем-то платить. И люди платят в этом случае очень серьезными последствиями своей психики, своей жизни. Это в лучшем случае.
Алла Митрофанова: А вы видели таких людей?
Протоиерей Игорь Фомин: Да. Я видел людей, которые просто из любопытства занимались, знаете как в студенческие годы, спиритизмом, тарелочки.
Алла Митрофанова: Я имею в виду, вы видели людей, которые претерпевали последствия?
Протоиерей Игорь Фомин: Видел, да. С этими людьми довольно часто встречаешься в психиатрических клиниках. Или с их родственниками, которые умоляют их отпеть, но отпеть их нельзя, потому что они покончили жизнь самоубийством. Страх и ужас вкрадывается в сердца таких людей. Дорогие радиослушатели, в вечерок гадать ни в коем случае нельзя, позаботьтесь о себе, о своем потомстве. Мы с вами собираем наследие для наших детей, не дети для родителей дом собирают, а родители для детей, как говорит Священное Писание, причем это наследство – оно не такое, что квартиру передать, дом, машину, какой-нибудь счет. Это наследство – духовное, когда мы в нравственном плане собираем и можем передать нашим детям. Мы можем видеть, что они дети воруют, как мы говорили уже раз в этой студии, не понимая почему, другие дети наоборот чересчур добрые, тоже, может быть, не вписываясь в общество своих детско-садовских друзей. Там все отнимают, а он все отдает. Это положительное наследство для наших детей, а первый вариант – это отрицательное. Но это тоже передаем нашим детям.
Сколько нужно крещенской воды?
Алла Митрофанова: Уже закончился можно сказать у нас Сочельник, уже праздник Крещения, мы говорим о Крещении, о крещенской воде, о проруби. Прямой эфир, Лидия Васильевна, добрый вечер.
Звонок: Добрый вечер, Алла Сергеевна и отец Игорь. Отец Игорь, я слушаю вас с удовольствием, еще раз повторяюсь, нам, конечно, надо всем учиться-учиться-учиться. Такие праздники светлые и у меня такая уверенность, добро все же, если мы будем все вместе учиться и слушать такие замечательные передачи, я уверена, добро победит обязательно.
Вопрос такой: Я смотрю, когда люди берут много воды, я беру всегда маленькую бутылочку, я забыла, спрашивала я у вас или нет. Когда у меня остается немного водички, я добавляю обычной, и, говорят, что это вода, если добавляешь святую воду, она становится святой. Права ли я?
Протоиерей Игорь Фомин: Вы абсолютно правы. Так всегда все и поступали. Я помню и в нашей семье.
Алла Митрофанова: Концентрация благодати не меняется.
Протоиерей Игорь Фомин: Абсолютно не меняется. Так и поступайте. Мы раньше всегда ходили в храм в детстве, брали трехлитровую банку воды. А дома из-под крана набирали другой воды и разливали по нескольким баночкам эту крещенскую воду. Все очень правильно.
Почему менялись даты празднования Богоявления и Рождества Христова
Алла Митрофанова: Я знаю, что раньше праздник Рождества Христова и Крещения отмечали в один день 6 января, если я не ошибаюсь. Мы в прошлом эфире разобрались с Сергеем Худиевым, дата отмечания праздника Рождества Христова она довольно условна, а тогда получается, что и дата Крещения условна. Поясните, пожалуйста, почему эти два праздника отмечались в один день, неужели нельзя было точнее с датами быть.
Протоиерей Игорь Фомин: По поводу дат, здесь вообще очень странная история, для Церкви совершенно не важно эти даты. Мы с вами можем обратить внимание. Знамение иконы Божией Матери отмечается 10 декабря, а по летописям это было на Сретение Господне в феврале, то есть это чудо произошло в Новгороде.
Алла Митрофанова: То есть Церковь живет в вечности, в вечности нет календаря...
Протоиерей Игорь Фомин: Мы вспоминаем событие, которое прикреплено к какому-то дню, не всегда к тому дню, в которое это событие совершилось. Для удобства празднования всеми Знамение с февраля на декабрь, потому что всегда попадало на Великий пост, а очень часто. Или на Великий пост, или сам день праздника Сретения Господня заслонял это великое событие, совершенное в Новгороде под осенением этой иконы Божией Матери. Или митрополита Филиппа, когда задушил Скурат Малюта, прямо накануне Рождества, 24 декабря, по старому стилю, а празднуем мы в Крещенский сочельник, совсем скоро это будем праздновать. Дата не так важна.
Но другая ситуация складывается, когда мы говорим, почему раньше Рождество и Крещение праздновались вместе, хотя эти два события на расстоянии друг от друга 30 лет.
Алла Митрофанова: 6 января – я права?
Протоиерей Игорь Фомин: Да. 6 января по старому стилю это праздновалось. Почему? Христиане древности не были настолько просты, скупы на праздники, чтобы что-то отметить. Им не обязательно было бежать в хлев, кого-то там доить. Здесь очень глубокий был смысл и смысл такой. Дело в том, что иудейский народ ждал Мессию. И этот Мессия в иудейском понимании должен был родиться, он должен был соблюсти определенную чистоту крови, его родословная должна быть безупречна, но это должен был родиться простой человек, который в процессе его научения и воспитания стал бы вождем, мессией, освободил бы народ. Поэтому в празднике Рождества и в празднике Богоявления мы празднуем совершенно другое событие, мы празднуем явление, Рождение Бога, не простого человека, а именно Бога в этот мир. Его уже не надо ничему учить, он и так царь, поэтому и испугался Ирод, и стал вырезать. Он думал, что именно этим действием, он сможет себя уберечь, не убережешь, только надо встать на сторону Царя, только так ты сможешь уберечь себя. Это и для нас очень важно. И в Богоявлении, в Крещении мы тоже празднуем явление Бога в Троице, то есть глас с неба от Отца: Сей Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое Благоволение. Явление Бога Слова, Господа Нашего Иисуса Христа, который в этот момент стоит в реках Иордана. И схождение на него Духа Святого в виде голубя. Это явление Пресвятой Троицы мы, в общем-то, отмечаем как Богоявление, другое название Крещение.
Алла Митрофанова: Марат у нас на связи.
Звонок: Добрый вечер, хочу поздравить с праздниками, всех благ. Услышал, уважаемый протоиерей говорил о том, насколько пагубное влияние оказывает посещение гадалок и так далее, хотелось засвидетельствовать, что это действительно влияет на людей и психически, и еще хуже. Это ужасное состояние человека, даже если он только любопытствует.
Алла Митрофанова: А вы с этим сталкивались?
Да. Я мусульманин сам, когда отходишь от корней, и даже просто любопытствуешь, то колоссальный вред наносится.
Алла Митрофанова: Спасибо, Марат.
Протоиерей Игорь Фомин И сколько семей разрушается, только потому, что какая-то бабушка сказала, что на тебе порча, сделала твоя жена, еще что-то, вселяет страх по отношению к своим близким, хотят представить так, что в твоих грехах, проступках, неудачах виноват не ты. Ты розовый и пушистый, и в тебя вселяют такую гордость, такую уверенность, что ты такой, кто-то пожелал тебе зла, и это зло тебе и пришло, избавься от этого человека и все будет замечательно. И это ужас. Давайте мы не будем этим...
Алла Митрофанова: Да. Крещение – праздник радостный и хороший, ворожба, гадание – это несовместимо с жизнью.
Протоиерей Игорь Фомин: Не наша дорога.
Как использовать крещенскую воду?
Алла Митрофанова: Основная тема у нас сегодня – Крещение Господне, праздник, ну и мы говорим о крещенской воде, проруби. Звоните.
В храмах в этот день осуществляется Великое Освящение Воды. Почему оно называется Великое? Понятно же, воду в храмах освящают в течение года много раз, почему именно эта вода считается особенной.
Протоиерей Игорь Фомин: Да, это вода считается особенной в воспоминание того момента, как мы слышим в церковных песнопениях, что Господь, входя в воду Иордана, освятил все водное естество. И в воспоминание этого чуда мы, конечно, тоже совершаем великое освящение воды. Там совершенно особый чин, он очень красивый, но те, кто был сегодня утром в храме или кто завтра будет в храме, после Литургии увидят, как это все совершается. По-другому эта вода называется великая агиасма, то есть великая святыня. Ее употребляют не каждый день и относятся к ней с благоговением, употребляют тогда, когда не могут пойти в храм, причаститься, берут артос, освященный хлеб после Пасхи, кусочек артоса и воду натощак пьют, при болезни, при невозможности причаститься в силу каких-то физических особенностей. Мы видим и свидетельствуем, что через крещенскую воду Господь дает верующим в него особую благодать, способную воскрешать человека к жизни духовной. Мне кажется, что это такой важный момент. То есть когда человек причащается Тела и Крови Христовой, когда причащается великой агиасме, артоса, у него открывается второе духовное дыхание. У него рождаются силы, зрение, слух духовные, с помощью которых он может увидеть правильное шествование по этой земле. Это причем не только механическое освящение твоего естества, это внутреннее благоговейное отношение к святыне дает тебе силы благочестиво жить здесь на земле.
Алла Митрофанова: Отец Игорь, все равно не очень понятно, может быть, от воды эти прекрасные свойства проистекает, от Господа Нашего, от нашей веры?
Протоиерей Игорь Фомин: Эти плоды проистекают... Господь, освящая воду, преподает эту воду людям верующим, благочестивым, мы же знаем, что можно причаститься в суд и в осуждение себе. Стоят перед чашей два человека, один причащается в жизнь вечную, то есть к пользе, а второй – в осуждение себе. Также и здесь. Отношение к святыне может быть разное, а преподает Господь. Через освященную воду, освященную Духом Святым, благочестивым, благоговейным людям. Но решать, благочестив ты или благоговеен, не твоя прерогатива, это прерогатива Бога, поэтому человек, старающийся и соблюдающий заповеди, должен со страхом и трепетом воспринимать эту святыню.
Алла Митрофанова: Есть ли какой-то способ понять, не в осуждение ли ты случайно сейчас водички глотнул святой?
Протоиерей Игорь Фомин: Способа, наверное, нет. Способ один: когда ты стараешься жить по заповедям Божьим, когда совесть тебя не обличает. Но это, наверное, высшее состояние человека, когда совесть тебя не обличает, и ты уже шествуешь по Священному Писанию, со Священным Писанием, по заповедям Христовым, свободно. Ты их соблюдаешь, не понуждая себя, а потому что соблюдаешь, потому что жить уже не можешь.
Где хранить крещенскую воду?
Алла Митрофанова: Если я правильно поняла, когда мы начали отвечать на этот вопрос, сказали о том, что крещенскую воду не надо употреблять каждый день, я так понимаю, что в таком случае в огромных количествах дома она не нужна и может быть достаточно какого-то небольшого сосуда. 10 пятилитровых канистр, наверное, в гараже держать не надо.
Протоиерей Игорь Фомин: В гараже точно не надо, все-таки это святыня, должно быть приличествующее этому место.
Алла Митрофанова: Правда, что нельзя ставить эту воду на пол?
Протоиерей Игорь Фомин: Ставить можно. Но из благочестивых побуждений, тому дорогому предмету, все самое лучшее приготовляем какие-то лучшие места содержания и тому подобное. Поэтому только что вы выпили кока-колу и сразу туда набирать крещенскую воду, это было бы не очень, надо промыть, сполоснуть.
Когда можно есть в крещенский сочельник?
Алла Митрофанова: Есть такой обычай, что день накануне Крещения – этот день называется Сочельник, это день постный. Вы могли бы объяснить, зачем это нужно, зачем до первой звезды нельзя вкушать пищу? Насколько этот запрет абсолютен или все-таки могут быть какие-то послабления? В чем его смысл.
Протоиерей Игорь Фомин: До первой звезды – это благочестивая народная традиция, к церковной традиции мало имеет отношение, хотя имеет. Дело в том, что кто был сегодня на службе или перед Рождеством обратили внимание, что Литургия как-то странно начинается. Она начинается с вечерни. Сначала читались большие, Царские часы, а потом начиналась вечерня. Утром начинается вечерня, а потом уже начиналась Литургия и освящение воды, если это сегодня. Раньше это служили в свое время, то есть вечерня начинается «по еже зайти солнцу мало» говорит Типикон, Богослужебный устав, и естественно, когда заканчивалась Литургия, причащались натощак, даже если Литургия начиналась вечером, то к тому времени все звездочки зашли, и в народном сознании это так и сохранилось: до первой звезды. У нас, конечно, сейчас все поменялось немножко, и в конце Литургии после освящения воды, воду пьем святую, и антидор раздается, и выносится свеча на середину храма, если это Рождество Христово, вот она первая звезда. Но действительно день постный. Кстати, обратили внимание, что после Рождества – среда и пятница... Среда и пятница для христиан – это дни трагические, потому что в среду Христос был предан, в пятницу предан, в воспоминание этих трагических дней, мы на себя накладываем пост. Дабы не отвлекать себя...
Алла Митрофанова: В течение всего года? Каждая среда и пятница?
Протоиерей Игорь Фомин: Чтобы не отвлекать себя излишними яствами, перегружением себя едой... Но на Святках это правило отменяется. Для того, чтобы лучше прочувствовать праздник Крещения накануне Церковь постановила постный день. 18 числа мы держим с вами пост, дабы больше придать внимания празднику, богомыслию, чем готовке и ублажению своей плоти.
Нужно ли купаться в проруби?
Звонок: Здравствуйте! Существует такая благочестивая традиция окунаться в проруби. Кто не рискует это сделать, мы принимаем душ в ночь с Сочельника на Крещение. Имеет ли значение, в 12 ночи это делать или пора ньше после Всенощной.
Протоиерей Игорь Фомин: По поводу окунания. Это не каноническая традиция, никак не закреплена в уставах церковных, что надо обязательно на Крещение окунаться в прорубь и куда-нибудь еще. Это только русская традиция, такой молодецкой удали или русского характера...
Алла Митрофанова: Такая традиция...
Протоиерей Игорь Фомин: В разных странах есть разные традиции, в Греции после освящения воды священник на берегу моря, тоже освящается воды моря, он бросает крест.
Алла Митрофанова: И все ныряют...
Протоиерей Игорь Фомин: Да. И ныряют. И кто достает этот крест со дна этого моря, тот является героем года, скажем так. До следующего Крещения. Точно также и здесь. Здесь нет точного церковного установления, как это надо делать, но благочестивая традиция говорит, что проявить какую-то решимость... Решимость надо проявлять везде, чтобы соблюдать молитвенное правило, для того, чтобы быть добродетельным человеком, везде нужна решимость. Также и здесь. Когда нужно окунаться, обливаться и так далее холодный душ принимать? Думаю, что после всенощной уже вполне можно окунуться в прорубь, можно облиться дома.
Алла Митрофанова: А водопроводная вода тоже считается крещенской?
Протоиерей Игорь Фомин: Она считается крещенской, если вы не поленились сходить в храм, принесли домой немножечко воды. А если вы поленились, решили, что я пойду, лучше посижу, посмотрю какую-нибудь интересную передачу по телевизору. Или почитаю еще что-то такое. Наберу воду из-под крана в 12 часов, все водное естество освящается, в этом случае не будет у вас крещенской воды.
Алла Митрофанова: А если человек в это время на работе был, по уважительным причинам...
Протоиерей Игорь Фомин: Я же говорю, должна быть уважительная причина. Бог – Он не бюрократ, он смотрит не на решение вопроса, он смотрит на сердце человека. Это сердце человека и должно подсказывать выходы из той или иной ситуации.
Алла Митрофанова: По поводу проруби у нас есть смысл позвонить сейчас тоже одному из постоянных гостей нашей студии иеромонаху Димитрию Першину, который сейчас у нас находится на Истринском водохранилище, это такое место рядом с Новоиерусалимским монастырем, на котором традиционно устраивается несколько иорданей, прорубей крещенских. Надо сказать, что монахи страдают от нашествия нас, мирян, с не вполне благочестивыми намерениями. Знаю, что коллеги на радиостанции «Говорит Москва» просили прокомментировать праздник Крещения, пришлось тоже об этом сказать. В прошлом году 19 января под вечер это было уже, пришлось заказывать 3 машины мусорных. И полностью их контейнеры были набиты пустыми бутылками из-под алкогольных напитков.
Протоиерей Игорь Фомин: Это вопрос, конечно, важный. Пока мы дозваниваемся отцу Димитрию, давайте об этом тоже поговорим, погружение – тоже должно быть благочестивым. Оно должно проходить с определенным благоговением. Если ты выпил, не надо. С дурными мыслями не надо идти, с осуждающими мыслями не надо. Для того чтобы с тебя смылись грехи, как говорят, которые ты набрал после Рождества...
Алла Митрофанова: Гадал-гадал и в прорубь...
Протоиерей Игорь Фомин: Да. Не получится. Эти грехи смываются покаянием и метаноей, то есть изменением внутреннего своего мира и внешнего мира. Поэтому, дорогие мои, будьте внимательны. Если это забава, то давайте не приурочивать это ко Крещению, а в любой другой день. Выберите другой день и вполне можно...
Алла Митрофанова: Религиозный аттракцион получается?
Протоиерей Игорь Фомин: В общем-то, не очень хорошо, да, в этом плане. По себе могу сказать, что тоже я стараюсь погружаться в воду, в купель, иногда мы это даже семьей делаем, когда силы хватает. Завтра приеду со службы вечером, и мы всей семьей поедем, куда-нибудь съездим.
Алла Митрофанова: А младшей дочке у вас сколько?
Протоиерей Игорь Фомин: Четыре. Она еще нет, а старшие ребята мужественно. И позапрошлое Крещение... Прошлое Крещение у меня не было сил, я приехал и, честно говоря, рухнул. Но если будут силы, попробую хотя бы облиться. Живу в загородном доме, прямо из колодца.
Алла Митрофанова: о. Димитрий у нас на связи, с Истринского водохранилища, а потом тогда о. Игорь ответит на вопрос слушателя.
Отец Димитрий слышите нас? С праздником. Холодно вам?
Иеромонах Дмитрий Першин: Нам пока не холодно, но ждем момент, когда сойдем в купель.
Алла Митрофанова: Много ли вас таких добровольцев? Что будет предварять ваше погружение в купель?
Иеромонах Дмитрий Першин: Во-первых, расскажем о том, кто это дело организует. Это федерация кикбоксинга московской области и «Хранитель». И кроме того байкерские клубы как мотоманьяки и ночные волки, еще много разного очень хорошего народа приехало сюда, чтобы мы вместе помолились, освятили купель. Это большой вырезанный во льду крест, где-то метров 6 на 5. Туда сделан сход, оборудовано все замечательно, стоят свечи, очень красиво. Сначала будет встреча, беседа, там есть место, где можно собраться, теплое место.
Алла Митрофанова: А во сколько?
Иеромонах Дмитрий Першин: Где-то часов 11:30 мы начнем освящение, чтобы в начале первого люди могли туда окунуться, до этого общаемся, беседуем, может быть, даже пьем чай и что самое главное для меня, я очень надеюсь, что такой обычай народный станет первым шагом для очищения души. Не только тело умылось, но и душа умылась, а это уже молитва, церковное покаяние, Причастие. Такой путь уже более серьезной духовной жизни.
Алла Митрофанова: Отец Димитрий, а много ли желающих.
Иеромонах Дмитрий Першин: Удивительно, что, может быть, довольно далекие люди от духовной жизни приехали сюда. И они часто бывают гораздо ближе к правде Божией, к Церкви, чем те из нас, кто считает, что он и так спасен, что это никому не нужно. Количество довольно большое человек 200-300 в совокупности. Мы сегодня вспоминаем необычные слова, которые Иоанн Предтеча адресует людям, пришедшим к нему на Иордан. Помните, что он сказал? Порождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Дело в том, что эти слова не загадочны. Нам кажется, что он их ругает, ехидна – разве это хорошее создание? Но речь здесь идет не о зверушке, которая живет в Австралии и является млекопитающим самым первым... Как пояснил Иоанн Златоуст в 4 веке, это мифологическое существо, которая рождается, прогрызая утробу матери, это матереубийца, с ней сравнивает Иоанн Креститель этих людей. И он этим их не порицает, а хвалит. Он им буквально говорит: кто вам внушил скорлупу прогрызть. (связь прервалась)
Алла Митрофанова: Спасибо, отец Димитрий, мы вас пригласим в эфир, вы поясните нам эту мысль. Отец Игорь, приятно, что люди соберутся и в первую очередь у них будет беседа о том, что такое погружение в крещенскую воду.
Протоиерей Игорь Фомин: Отец Димитрий, он такой человек, он использует малейшую возможность поговорить с человеком далеким от Церкви, поговорить о Христе, и все использует на проповедь Христа. Он в этом плане – миссионер с большой буквы….
Вся ли крещенская вода одинаковая?
Алла Митрофанова: Бытует мнение, что есть два типа воды. Что 18-го освящается одна вода, 19-го – другая. Каждый год говорим о том, что нет: вода совершенно одинаковая, она одна и та же. Святейший Патриарх об этом говорил, я знаю, что многие священники во время проповеди подчеркивают специально этот момент, почему в нашем сознании он до сих пор присутствует?
Протоиерей Игорь Фомин: Действительно вода крещенского сочельника, что самого Крещения – она одинакова, освящает один и тот же Святой Дух, освящается одним и тем же чином, читается один и тот же чин, но почему-то народное сознание приписывает ей разные свойства. Как говорил один батюшка очень пожилой, старый: ну почему же вы этого не понимаете, на Крещенский сочельник вода освящается в баках, и Дух Святой живет в баках, а на Крещение выходит на источники, на реку, допустим, и там сколько уже, крест погрузил, и воду унесло... Он это, конечно, смеялся над этим. Это один и тот же чин, одна и та же вода. И по одинаковому мы должны с благочестием, благоговением к ней относится.
Алла Митрофанова: А, правда, если ее заморозить крещенскую воду, то у нее будет какая-то специфическая кристаллическая структура и по ней точно можно будет определить, что это вода она крещенская.
Протоиерей Игорь Фомин: Про это я не могу сказать. Хотя был целый фильм, про воду, я не помню, было там или не было про крещенскую воду, я думаю, что носителем информации она может являться какой-либо информации положительной и отрицательной. Могу свидетельствовать другое, у меня несколько раз бывало так, что в требном портфеле находится бутылка с крещенской водой для освящения квартиры или каких-либо других нужд. И бывало так, что зимой она замерзала, у меня никогда не было такого, чтобы бутылку разорвало.
Хотя обычно это сплошь и рядом.
Но даже мной опрометчиво налитая под завязку бутылочка воды, ни разу не было такого, чтобы она у меня разрывала бутылку. Я приписываю это маленькому чуду.
Иоанн Предтеча – последний праведник Ветхого завета
Алла Митрофанова: Если обратится к самому празднику, к его смыслу. Есть же там одно из главных действующих лиц – Иоанн Креститель, человек, к которому Спаситель пришел креститься на Иордан, он о себе сам говорил так: я – глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему. Что это значит?
Протоиерей Игорь Фомин: Иоанн Креститель является последним ветхозаветным праведником, пророком. Вся история еврейского народа – это была подготовка к пришествию Спасителя Христа в мир. И он именно тот, о ком вы прочитали. Стези – это дороги, которые Иоанн Креститель подготовил для пришествия Христа. К нему приходили люди креститься. Его глас был не утешающим, он говорил: Покайтесь. И крестил в воде. Крещение в воде – это древнеримский обычай, когда... Представляете себе ветхозаветный праведник, пророк, который должен был насаждать обычаи и традиции Ветхого Завета, он вдруг берет эту традицию из Римской империи. Когда господин покупал какого-нибудь раба, он его крестил...
Алла Митрофанова: Омывал водой в смысле?
Протоиерей Игорь Фомин: Да, его обливали водой и нарекали ему новое имя. И после этого только он мог войти в дом.
Алла Митрофанова: В знак того, что прежняя его жизнь закончилась, и он должен оставить ее за порогом нового дома.
Протоиерей Игорь Фомин: Здесь Иоанн Креститель берет этот обычай и вносит в иудейскую традицию, причем происходит это следующим образом. Человек заходил по горло в воду.
Алла Митрофанова: В Иордан.
Протоиерей Игорь Фомин: Да. Возлагал на него руку, в знак того, что он может его в любой момент потопить, и тот приносил покаяние, каялся в своих грехах, в страшных грехах, как бы перед смертью. После чего он омывался, погружался полностью с головой и выходил. К чему я это все говорю. Иоанн Креститель показывает, что совершенно новое состояние будет у того, кто идет за ним. У Христа, который приходит в этот мир и начинает крестить уже не в воде, а Духом Святым. То есть это наполнение Духом Святым, человек в Таинстве Крещения входит в новозаветную церковь, как и мы сейчас в Таинстве Крещение, не сегодняшний праздник, а в нашем личном Крещении каждого, это Таинство, вводящее в новозаветную Церковь, то есть мы оставляем все в Ветхом Завете и входим в новую Церковь, открывается нам в полной мере, именно тогда, когда мы в Таинстве Крещения объединяемся со Христом. Когда мы получаем не только погружение, в водах омовение, новое имя, но и получаем Духа Святого.
Алла Митрофанова: Для Христа это было не обязательно. Он просто нам показал пример, да?
Протоиерей Игорь Фомин: «Надо исполнить всякую правду». Когда Иоанн Креститель запрещает ему: «разве я должен крестить тебя? Я должен положить руку на твою главу? Ты должен положить руку на мою главу. Я не достоин развязать ремень у сандалий твоих» На что Господь говорит: «Оставь это». То есть выяснение обстоятельств, иерархические принципы, мы с тобой должны исполнить всякую правду. То есть Господь приходит не нарушить закон, а исполнить и показывает, как его нужно исполнять. Он как настоящий пастырь, первый входит, идет, за ним уже идем и мы. Как овцы, которые слышат глас своего пастыря. И идут за ним.
О крещении мучеников
Алла Митрофанова: Отец Игорь, скажите, взять, например, времена раннего христианства, взять всю ветхозаветную историю, где было очень много праведников, это люди, которые уходили из этой земной жизни некрещеными и сколько мучеников, то есть людей, которых Церковь считает святыми, они же далеко не все успели покреститься. Вот арена, вот Колизей и там мучают христиан. И кто-то восхищенный их подвигом горячо исповедует веру и тут же разделяет с ними эту страшную участь. Этот человек не крещен, но вместе с тем он тоже мученик. Как это возможно?
Протоиерей Игорь Фомин: Возможно так, что человек крестится своей кровью. Вера во Христа заменяет Крещение в таких исключительных случаях, мы уже упомянули в этой студии, что Господь не бюрократ, он не смотрит, есть ли у тебя свидетельство о Крещении, не забыли ли его тебе выписать. Или наоборот забыли, и поэтому ты крещен или не крещен. Нет, Господь взирает на сердце. Если, естественно, такие обстоятельства, то крестить можно в пустыне песком, крестить можно человеку неверующему. Я уверовал во Христа и прошу тебя, друг мой... Мне рассказывали с Великой Отечественной войны. Один некрещеный крестил другого некрещеного прямо в окопе.
Алла Митрофанова: Страха ради смертного?
Протоиерей Игорь Фомин: Да. Перед лицом смерти. И другой момент, Господь не бюрократ, если человеку был проповедан Христос и эту проповедь игнорировал, это один момент. А второй момент, если человек ничего не знал о Христе и умирает в согласии со своей совестью, это тоже другой момент. Каждый будет судиться по законам своей совести.
Зачем нужно крестить детей?
Алла Митрофанова: Отец Игорь, напоследок у меня будет к вам такой вопрос. Может быть, тоже сложный, распирает любопытство. Мы знаем, что апостолы стали исключительными людьми уже после того, как Спаситель воскрес и на них сошел Дух Святой, если я правильно я понимаю, то же самое происходит с человеком во время Крещения. То есть сходит Святой Дух. При этом апостолы они тут же начали говорить на иностранных языках, понимать какие-то вещи, которые для них до этого были сокрыты, научились исцелять людей, на скорпионов наступать, ничего им от этого не было. Почему с нами такого не происходит, когда мы принимаем Духа Святого в Таинстве Крещения?
Протоиерей Игорь Фомин К этому возвращает Патриарх Кирилл, который говорит, что перед Таинством Крещения необходима катехизация, апостолы проходили очень длительную катехизацию вместе со Спасителем. Я не говорю, что сейчас, кто прошел катехизацию, после этого крестился, сразу изучит иностранные языки. Немного другой путь для этого нужен, но самое главное – язык не английский, а ангельский, чтобы в человеке он зазвучал. Перерождение его внутреннего нравственного человека, что происходит в Церкви и что должно происходить с человеком во время Крещения, потому что Крещение – само по себе как принятие чего-либо механического, оно не дает человеку права вообще ни на что.
Был такой случай в истории Церкви, когда 1848 году Синод Русской Православной Церкви признал недействительным крещение турецких младенцев, потому что мамаши, будучи мусульманками, заметили, что христианские дети лучше развиваются, более здоровенькие, приписали это Церкви и решили крестить своих детей. Именно такое крещение недействительно. Только осознанное, вера дает возможность креститься и получить Духа Святого, как это описано в Священном Писании.
Алла Митрофанова: Спасибо за разговор, отец Игорь Фомин