Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Возможно ли популяризовать постные продукты в России и привлекать больше внимания россиян к православным постам? Разработать логотип, правила маркировки такой продукции, увеличить шрифт, оформить отдельные стенды в светских магазинах, создавать поздравительные плакаты и наклейки для оформления супермаркетов? Я не вижу такого. Это особенно важно в текущей ситуации чужеземного давления на христианские традиции.
Вера
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Дорогая Вера, если говорить о маркетинговых вещах, я предполагаю, что теоретически популяризовать можно буквально что угодно и технически буквально любой категории товаров, в том числе и постным продуктам, можно создать рекламную кампанию. Если повести ее достаточно грамотно, такие продукты станут предметом моды, популяризуются. Отчасти мы можем видеть это, если я правильно понимаю, на примере различное еды для веганов, продуктов, которые относятся к категории полезного питания и так далее.
А теперь поговорим о смысле поста. Любой христианский пост — это не просто дань моде, это всегда серьезная подготовка к большому празднику — Рождеству Христову, Воскресению Христову. И основа поста — это аскетика, причем пищевые ограничения по смыслу находятся далеко не на первом месте. Основа поста — это углубление духовной жизни, покаяние, то есть переосмысление того, что было сделано неправильно, усиленная молитва, дела любви и милосердия, очень серьезная, если хотите, рефлексия над своей жизнью, своими поступками, мыслями, проявлениями и так далее. Пищевой пост — это одна из граней поста, которая призвана подкрепить духовную жизнь человека, помочь ему отвлечься от земных забот, сконцентрироваться на главном — духовном. Именно поэтому, если человек болен и вынужден есть скоромное, есть традиция гибко выстраивать рацион на пост, так что, например, допускаются молоко и мясо, но человек все равно будет постящимся, налагая на себя ограничения в каких-то других вещах. Один из распространенных примеров в плане еды — отказ от кофе, если человек от него зависим (при том, что формально кофе — продукт растительный, постный). Но смысл не просто не есть скоромное, смысл -освободиться от зависимостей, ощутить внутреннюю свободу.
Думаю, если такая маркетинговая кампания, о которой Вы говорите, будет иметь во главе именно внутреннее преображение человека, это будет полезно, может быть, кого-то привлечет, и дай Бог!. Если это все будет просто про диету — да, наверное, кто-то станет отказываться на 7 недель от мяса, сыров и молока, но в полном смысле постом это не будет, потому что все прочие грани и измерения поста останутся за скобками.