В сентябре стартовал конкурс имени Шмелева. Как проходит конкурс «Лето Господне»? Какие этапы предстоит пройти участникам? С какими ошибками сталкиваются организаторы в процессе? И как желать победы тихо?

О конкурсе «Лето Господне» рассказал член конкурсной комиссии - поэт, учитель истории, обществознания и права московской школы 1861 «Загорье» Александр Орлов.

 

Как это происходит

Детский литературный конкурс
Библиотека Издательского Совета Русской Православной Церкви. Мастер-класс конкурса "Лето Господне"

— Для кого и когда проводится конкурс «Лето Господне»?

— Конкурс проходит уже четвертый сезон. В нынешнем году мы решили ничего не менять, после заочного пройдёт очный этап, когда финалисты приедут в Москву. Изменятся только некоторые предложенные конкурсантам темы работ. Постараемся побольше показать столицу финалистам и их сопровождающим.

Хочу заметить, что над призами победителям и финалистам задумывается митрополит Климент глава Издательского Совета, который как никто другой старается, чтобы награждение всегда показывало, что Конкурс серьезный и важный.

— 40 лучших участников, которые пройдут отбор, окажутся весной в Москве на очном этапе, напишут итоговую работу. Но помимо этого, что их ждет? Какую программу вы для них готовите?

— Срок, на который участники попадут в столицу — очень короткий, причем для многих это будет первое знакомство с первопрестольной. Мы хотим показать красоту нашего города с позиции истории — и светской, и церковной. Это подразумевает экскурсии по всему историческому центру, по Красной площади, в важнейших монастырях и храмах. Естественно, ребята посетят Храм Христа Спасителя, побывают в Новодевичьем монастыре, и в Донском, прикоснутся к истории русского Православия, погрузятся в нее. Надеюсь, для многих это будет незабываемо. Ребятам придется нелегко, потому что программа их ждет очень насыщенная. Но по отзывам участников прошлых сезонов, эта насыщенность, эта полнота впечатлений всегда им самим необходима, они уезжают с чувством радости и благодарности. При этом ребята приезжают из совершенно разных мест — это не только Россия (включая самые дальние российские регионы), но и Белоруссия, и Украина, и Казахстан. Весь тот самый русский мир, о котором столько спорят, но который реально существует.

— А кто эти дети? Каков типичный портрет участника литературного Конкурса «Лето Господне»?

— А знаете, нет никакого типичного портрета! В том-то и дело, что все ребята уникальные, разные, причем мы не акцентируем внимание на том, воцерковленный ребенок или нет, у нас нет религиозных или национальных преград. Если нам шлют свои работы представители других религий, мы только этому рады. Например, в 2016 году одной из победительниц Конкурса стала Динара Мамедова — девочка из азербайджанской семьи, люди эти исповедуют ислам, сейчас живут в Самарской области. Конкурс открытый, главное для нас — само исполнение работы: проникновенное, искреннее, с хорошим, талантливым и ярким владением русским языком. Мы и все, кто вместе с нами под руководством Издательского Совета Русской Православной Церкви проводит эти Конкурсы (а это профессионалы высокого уровня) понимаем, что необходимо заниматься новыми поколениями независимо от национальной и религиозной принадлежности, иначе ничего не получится. Нам важны все, и поэтому типичным может быть только возраст, есть несколько возрастных категорий, в остальном это самые разные люди. Наш Конкурс принципиально заявлен открытым для всех.

— Если обратиться к предыдущим сезонам: о чем писали авторы лучших работ?

— Это могли быть работы, посвященные любимому писателю. Например, Кристина Боровкова из Смоленской области замечательно написала о Василии Никифорове-Волгине — писателе, репрессированном за веру. Это могут быть истории из жизни собственной семьи, могут быть и краеведческие работы, истории родного края. Также упомяну работы Маши Уховой из Подмосковья, поведавший о своем замечательном духовном наставнике отце Авеле, Татьяны Бокши из Ростовской области, рассказавшей душевную историю из жизни своей семьи, Кати Шахматовой из Новосибирской области, сочинившей добрую и поучительную сказку, приведу отрывок: «Герои могут быть разными. Вспомни суровые и печальные лики святых. Подумай о том, насколько удивительно сильны эти люди, представь темно-алую кровь мучеников, темнеющую на светлых одеждах, подобно лепесткам мака, представь священника с посеревшим от усталости мудрым лицом…» А работа Саши Титовича из Ростовской области, очень красочно описавшего родную землю! Хорошо потрудился и Серафим Кулешов из Таганрога, впитавший в свое сердце впечатления от паломнических поездок по святым местам…

 

Что бывает потом?

Детский литературный конкурс
Храм Христа Спасителя. Торжественная церемония награждения победителей. 2016

— И что, эти работы потом просто оседают в архивах Издательского Совета? Или все-таки будут где-то публиковаться?

— Конечно, публикуются! В том-то и дело, что мы стремимся не только отметить талант ребят и положить потом их тексты на полку! Нет, мы заранее договариваемся с редакторами литературных и общественных изданий о публикациях, к тому же многие редакторы участвуют в конкурсном отборе. Мы договорились с журналом «Дружба Народов» и красноярским литературным журналом для семейного чтения «День и ночь» о том, что там будут публиковаться лучшие работы. «День и ночь» давал в нескольких номерах работы конкурсантов этого года. А журнал «Дружба Народов» сделал одиннадцатый ноябрьский выпуск специализированным детским, именуемом «Дружба на вырост», предоставит возможность читателям оценить уровень победителей. Добавлю, что эти публикацию доступны и в Интернете в «Журнальном зале». Публикация в литературном толстом журнале — это высокая оценка творчества, многие об этом только мечтают, и наши победители такую возможность получили.

Если по итогам нового сезона «Фома» что-то опубликует, мы будем очень рады, мы хотим расширить круг изданий, которые участвуют в этом, расширить круг разнообразных возможностей для ребят, привлечь к этому делу ВУЗы, литературную общественность, факультеты журналистики и так далее. Я надеюсь, что все, с кем мы будем сотрудничать, отнесутся к нашему Конкурсу серьезно, потому что сотрудничество — это не просто моральная поддержка нашей деятельности, а труд, отнимающий время и силы. Всем нам, членам жюри и организаторам, приходится не сладко — сам я, например, как педагог, в конкурсный сезон должен и свою основную педагогическую деятельность не забывать, и одновременно успевать заниматься работой по Конкурсу.

 

Что дает очный этап?

— Поговорим о секретах очного этапа. Что предстоит детям и что им заранее нужно знать? Впрочем, не только им, но и их родителям или педагогам?

— В каком-то смысле все более или менее просто. Участники очного этапа разделяются на три возрастные группы. Прежде, чем они напишут свои работы, им предстоит пройти мастер-классы в стенах Издательского Совета. Ведут эти занятия очень известные писатели и поэты — это лауреаты Патриаршей премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Давали свои уроки замечательный поэт и эссеист Юрий Кублановский, прозаик Виктор Николаев, доценты Литературного института им. А.М. Горького, писатель Александр Торопцев, поэт Сергей Арутюнов. Два конкурсных сезона веду занятия и я. Такие занятия — это и разговор о классической и современной русской литературе, и профессиональная консультация, и разговор о секретах литературного мастерства, и одновременно беседа о том, что нас окружает, волнует. Разговор получается содержательный и большой, часто мастер-класс затягивается до трех часов, причем об этом просят сами ребята. Им действительно, интересно.

— А дальше после мастер-классов — написание тематических работ?

— Да, в один из дней дети садятся и пишут свои работы, а дальше для жюри наступает тяжелый изнуряющий момент, когда мы все это прочитываем и идет горячее обсуждение прочитанного. Это тяжелый для нас выбор: кто достоин главных почестей и наград, потому что все ребята пишут очень хорошо. Трудно выбирать лучших из лучших.

— Какие советы Вы можете дать, если ребенок хочет поучаствовать? И есть ли специфические советы родителям и педагогам?

— Общий совет — сосредоточиться на точном раскрытии выбранной темы, но при этом постараться уйти от штампов, расхожих словообразований, постараться максимально продемонстрировать свой лексический запас, показать свою творческую индивидуальность — при этом, повторяю, следуя заданной теме. Как к этому подготовиться заранее? С моей точки зрения посредством тихого спокойного вдумчивого книжного чтения. Это очень важно: если дети не читают, то и написать им будет невероятно сложно. Что касается родителей и учителей, пожалуйста, дорогие, не переусердствуйте, не лишайте ребенка возможности личностного самовыражения, ваша помощь, особенно на этапе предварительных работ может оказаться просто неоценимой, но помните, не вы главное действующее лицо в этом процессе. И особая просьба — не пытайтесь обращаться за помощью в Интернет, не ищите там работы на ту же тему.

 

Разговор об ошибках

Детский литературный конкурс
Библиотека Издательского Совета Русской Православной Церкви. Мастер-класс конкурса "Лето Господне"

— А Вы сталкивались со случаями плагиата? Проверяете ли Вы в этом отношении полученные работы?

— К сожалению, такое случается. Большинство подобных работ отсеивается сразу, но есть случаи спорные: иногда мы имеем дело с непростой компиляцией цитат из разных набранных в Интернете текстов, и тут возникает необходимость коллективной экспертной оценки. Например, в этом нам очень помогают доктор исторических наук и писатель Дмитрий Володихин и главный редактор издательства «Даниловский вестник» Владимир Юрьевич Малягин, заслуженный учитель РФ Татьяна Владимировна Васюченкова. Мы с экспертами смотрим, ведь компиляция тоже может оказаться талантливой, и это может о чем-то свидетельствовать. Но, повторяю, в целом, это плохой выход. Лучше не пытаться обмануть нас, в конечном итоге обманете самих себя. Мы, безусловно, проверяем работы на плагиат с помощью специализированных интернет-ресурсов, а самое главное, вместе с нами работают прекрасные опытные учителя, эксперты из области образования, люди, которые проводят экспертизу работ ОГЭ и ЕГЭ — они все прекрасно видят, когда речь идет о списанной работе, у них огромный опыт. Так что нет смысла списывать. Я надеюсь, что и родители, и учителя, и сами дети это примут во внимание, не будут совершать этой глупой ошибки.

— Раз уж зашел разговор об ошибках, приходится ли работать над ошибками, если да, то какими именно?

— На любом поприще есть над чем работать, улучшать, стремиться находить новые формы и решения. Так происходит и на нашем конкурсе. Понимаете, общение с каждой работой — это общение с детским сердцем, и ты понимаешь, что твое решение может быть строгим, но оно обязано быть справедливым, поэтому следует расставаться с собственными тематическими пристрастиями. Это нормальная рутинная работа профессионала. Но никто из членов жюри не застрахован от случайных ошибок, ложного самомнения.

Нам очень помогает, что непосредственно митрополит Климент руководит работой жюри, а он человек высочайшей книжной культуры, доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета. Он всегда может указать на рабочие оплошности, затянувшиеся и разгоряченные дискуссии, направить работу в конструктивное русло. К слову, Владыка Климент подключается к работе жюри с самого начала, еще до приезда участников очного этапа конкурса заходит на их страницы в социальных сетях, чтобы посмотреть на ребят, познакомиться с ними на расстоянии, узнать, чем и как они интересуются, это ведь тоже очень важно! Причем он делал это ночью, а наутро мы уже встречались во время работы конкурсного жюри. Эта работоспособность и заинтересованность — образец подлинного служения.

 

Зачем это делается

— Растет ли количество работ от года к году? Нет ли опасения не справиться с потоком?

— И поток работ растет, и сил все больше уходит на конкурс. География расширяется постоянно. К нам приходят работы не только из России и сопредельных государств — мы были приятно обрадованы работам из Великобритании, Греции, Кипра, США. Рост большой, становится все тяжелее. Меня удивляет, как помощник председателя Издательского совета РПЦ иеромонах Макарий (Комогоров) со всем справляется. Помню, в сезон 2016 он успевал ночью просмотреть все сорок финальных работ, утром организовывал работу конкурсного жюри, затем участвовал в обсуждении конкурсантов, тут же надо было заниматься проведением торжественной церемонии в Храме Христа Спасителя, а когда она закончилась, сам за рулем развозил конкурсантов по московским вокзалам. Нагрузка предельная! Надеюсь, дальше сумеем расширить круг людей, кто нам помогает, того же отца Макария постараемся щадить.

— Вы — педагог, работаете с детьми. Что лично Вам как учителю дает участие в Конкурсе?

— Мне интересно и важно, во-первых, читать эти произведения и для себя вновь и вновь открывать сердца детей, заглядывать в их мир — для учителя важен каждый новый такой опыт. При этом Бог дает мне возможность поучаствовать в деле, которое и церковное, и государственное. Ведь педагог, помимо всего прочего, и государственный служащий. Конкурс имени Шмелева в том числе проводится и на президентские гранты, используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации. В частности, нам средства выделяла и Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи». Это особая ответственность, ведь нужно отчитываться за те средства, которые нам доверили. А также это опыт службы и государственной, и церковной.

Но я при этом не могу отделить то, чем занимаюсь в кадетском классе, и сам Конкурс — стараюсь интегрировать своих учеников в этот процесс. Для меня самое сильное воспоминание связано с сезоном 2016 года, победила Настя Агафонова из Волгоградской области, и по ее работе на главной сцене Храма Христа Спасителя в День Православной книги был поставлен спектакль. Еще раз вдумайтесь — по работе победительницы — спектакль! Идет постановка, а мои кадеты смотрят спектакль и тихо плачут. Я как их классный руководитель, историк и литератор, смотрю на своих учеников и думаю — вот, ради такого стоит жить и стоит работать.

 

Как добрый знак

Детский литературный конкурс
Писательский поселок Переделкино. С другом поэтом Владимиром Костровым

— Как бы Вы посоветовали победителям Конкурса относиться к своему успеху? А также как относиться к этому их родителям?

— Прежде всего — избегать восторгов, избегать гордости и вообще не стремиться к так называемому успеху: не жаждать поездки в Москву, не пытаться заранее для себя подсчитывать бонусы, не связывать итоги Конкурса с окончательным выбором профессии, потому что, в общем-то, дело не в том, чтобы все участники нашего Конкурса потом стали писателями и поэтами. Очевидно, что каждый участник не может не желать победы, такое желание — естественное человеческое свойство. Но, пожалуйста, желайте победы тихо, добивайтесь всего трудом, не лгите бумаге — ведь вы прежде всего исписываете не лист, а свое сердце, и вы обманываете Бога в конечном счете.

Станет ли ребенок профессиональным литератором — это покажет время... все-таки основу для успеха на литературном поприще составляет жизненный опыт, а жизненный опыт сразу не приходит. Кроме того, этот выбор в современном мире чрезвычайно сложен. Да, пишущие люди способные работать в разных жанрах — они востребованы и сейчас, но цена за подлинный талант и его реализацию очень высокая. Я вспоминаю, что пишет Томас Манн об Иване Шмелеве: «Я потрясен, сижу у импровизированного рабочего стола и смотрю на изборожденное морщинами, измученное лицо с седой бородой; в него глубоко врезались те ужасы, о которых можно прочесть в романе “Солнце мертвых”, если на то хватит смелости. Смотрю на это лицо, — оно принадлежит пятидесятилетнему, но выглядит на пятнадцать лет старше». Сколько пережил Шмелев, и какой ценой ему далась литературная слава, благодаря чему он смог написать свои книги?

А наша задача — общая с родителями, с педагогами — это воспринять удачу любимого ученика или ребенка как добрый знак, как победу добра и любви, но лишь как первый шаг, а дальше у него есть задатки не только литературные. Важно обратить внимание на то, о чем он пишет, о чем он думает? И дальше без труда, порой, очень большого и незаметного, задатки могут остаться только задатками. Господь всем нам помогает, но только если мы что-то делаем и сами, без нашей собственной усиленной работы не будет и чуда, не состоится главное.

Для нас также очень важно и пробуждение «духовного инстинкта», то есть понимание связи человеческого труда — необходимости учиться, познавать мир, любить, выражать свои мысли и чувства — с Божьим Промыслом о тебе. Без этого понимания связи и взаимозависимости многое может в жизни не сложиться. И мне кажется, это самое важное, что мог бы вынести из участия и победы, которой я каждому желаю, участник Конкурса.

 

Беседовала Алиса Ирисова (Тарсеева)

0
0
Сохранить
Поделиться: