Мы прибыли в Давыдово аккурат к приходу в село Иринарховского крестного хода. Здесь паломников встречают всегда широко: домашними молоком, квасом, творогом и пирогами. Начинают звонить в колокола чуть ли не за час до появления шествия. Ждут, и все равно процессия «выныривает» в село неожиданно — с боковой проселочной дорожки, ведущей от села Зубарево.
На момент прихода в Давыдово позади уже основная часть пути — позади два десятка сел, отслужены молебны и Литургии в разрушенных и восстановленных храмах. Впереди — конечная точка маршрута — село Кондаково и колодчик преподобного Иринарха.
Полторы тысячи крестоходцев рассыпаются по селу, небольшими компаниями усаживаются на траве для отдыха. Первое, что бросается в глаза — очень много молодежи и детей. В их чистые светлые смеющиеся лица не устаешь всматриваться. Везде улыбки, чувствуется, что усталость от перехода в радость паломникам. Рядом с давыдовским храмом Владимирской иконы Божией Матери очередь из желающих приложиться к чудотворным веригам преподобного Иринарха, а в самом храме идет молебен.
Святой подвижник Иринарх подвизался в Борисоглебском монастыре (что под Ростовом Великим) в XVI—XVII столетиях. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать святой провел в затворе и неустанно молился о Руси в годы Смутного времени. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход под Москву воеводы Минин и Пожарский.
В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха Затворника. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисоглебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника проходили за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция.
В 1998-м году по благословению владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, эта нарушенная революцией традиция была возобновлена: в этому году прошел юбилейный, пятнадцатый по счету крестный ход.
За эти пятнадцать лет Иринарховский ход стал не просто паломничеством, а еще и местом встречи близких по духу людей. Паломники приезжают из Рыбинска, Ростова, Ярославля, Углича, Москвы, Питера и других городов. Настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов) улыбается: «В 2004-м году студенты Славянской академии провели опрос среди парней и девушек. Оказалось, что большая часть молодежи участвует в крестном ходе для того, чтобы найти суженого или суженую. Просто ярмарка невест и женихов. — Меня это даже смутило немного».
И еще одно из сильных впечатлений — то, как продуманно организован ход. Полевые кухни следуют за паломниками по маршруту, — сытные обед и ужин всегда обеспечены участникам. Тяжелые рюкзаки можно сдать в машину сопровождения и идти налегке. А если устал или, не дай Бог, подвернул или натер сильно ноги, — окажут помощь медики в карете скорой помощи и довезут до очередной остановки.
В селе Кондаково, в еще невосстановленном храме Рождества Христова в последний день хода служили Литургию. Люди стояли на улице, в высокой траве. Дети притихли. Хор пел Трисвятое. Я всмотрелась в лица. Люди плакали.
Фото Екатерины Соловьевой.