Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

О колядовщиках слышали все. Все знают, что колядовщики — это весёлые ватаги ряженых, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки в Рождественские праздники. О волочебниках знают немногие. Между тем, это те же весёлые компании, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки. Только не в Рождество, а на Пасху!

В Пасхальное воскресенье после вечери идут-бредут-волочатся по деревне десять мужиков. Это не так много — бывало, что и до тридцати собиралось. Впереди — «починальник», запевала. За ним — музыканты с дудой, со скрипкой, или с гармоникой, или с цимбалами. Следом — «подхватчики», которым после каждого запева повторять христославие, и замыкает шествие «мехоноша», самый крепкий парень, способный унести увесистый «мех», мешок.

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

Заходят волочебники в ворота на хозяйский двор. Становятся полукругом под окном. «Починальник» спрашивает у хозяев разрешения: «Довольте дом развеселить, Христа прославить?» — «Дозволяем! Во славу Божью!» Тогда запевала заводит на распев:

— Пойдём, братцы, вдоль улицы!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — подхватывают «подхватчики».
— Зайдём, братцы, в хозяйский двор!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — повторяет общий хор после каждого запева.
— В хозяйском дворе серебряный тын…
Зайдём, братцы, в хозяйский дом!..
Там свечи горят, иконы стоят…
Одна икона — Егорий Свят…
Другая икона — Никола Свят…
Егорий Свят коров пасёт…
Никола Свят засевает яр…
В одной руке — коровы ялы…
В другой руке — ячмень златоуст…

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

Волочебными песнями поздравляли со Святой Пасхой, с Воскресением Христовым, но традиция их исполнения восходит к архаическому аграрному циклу. В волочебных песнях проговаривалась календарная очерёдность весенних и летних хозяйственных работ восточных славян, привязанная к христианским праздникам, начиная с Пасхи: в какое время выгонять коров, когда сеять, когда убирать… «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает…» А христославия звучали рефреном после каждой строки запева:

Пришли встали — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Под окошком — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Стоит церква, Христос. Сыне Боже Воскрёс!..

И дальше с повторениями христославий:

«Встань, хозяин — Христос, Сыне Боже Воскрёс… И с хозяйкой — Христос… С малым детком… В твоём саде… Чудо чудес… Церкву рубят… А в той церкви… Стоит престол… На престоле… Ляжить Книга… А в той Книге… Усе празднички… Первый праздник… Свята Пасха… Другий праздник… Свят Егорий… Третий праздник… Свят Никола…»

Волочебные песни в разных местах называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «лалым», «волын». Лучше всего они сохранились в Белоруссии, в Западной Украине и в наших западных, северо-западных областях — Смоленской, Псковской, Тверской… Отголоски пасхальных христославий зафиксированы в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях. Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были достаточно широко распространены.

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

«Волочёбники — это мужики. Бяруть иконы и ходят с этими иконами под каждый двор — и Христа славють! А им уже дають буханку хлеба, сала, грошей, яечки. И потом эти волочёбники збираюцца, гуляють — празднують!»

Волочебниками ходили взрослые мужчины и молодые парни. Как исключение могли взять в компанию старика или замужнюю женщину. А вот детей и девушек, как правило, не брали. Если колядовщики на Святки рядились в цыган, водили медведя и козу, надевали всякие «рожи», изображая пришельцев с того света, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.

По улице, по широкой — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
По траве-мураве, по зялёной — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Там шли-прошли волочебнички… (повтор христославия)
Волочебнички, люди Божии…
Тащилися, волочилися…
И ко двору ко богатому…
Ко хозяину тороватому…
Уж как мы тебя величаем!
И с праздничком поздравляем!
Одари, Господь, и житьём-бытьём!
И житьём-бытьём, и богачеством!..

В дом волочебников, как правило, не пускали, все песни исполнялись под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали исполнителей. К каждому дому их ждали и за доброе пение подавали «зачинальнику» из окон щедрое вознаграждение — сало, хлеб, крашеные яйца, пироги, домашнюю колбасу, масло, сыр, мёд, горилку, деньги…

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

Все набранные продукты обходчики складывали в мешок, в корзины, а потом собирались в одном из домов и праздновали — ели, пили, плясали, пели…

За пасхальный вечер и ночь волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу. Если же все дома обойти не успевали, с рассветом петь волочебные песни заканчивали и продолжали христославить в следующие две ночи.

Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.

Если обходчиков, всё же, пустили в дом, они могли посвятить особую песню незамужней девушке или неженатому парню.

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

После исполнения христославий и получения подарков волочебники христосовались с хозяином и всей его семьёй, поздравляли с праздником.

«Волочилися волочебнички! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Здорово, здорово, добрый хозяин! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Ти ты спишь, ляжишь, аль почиваешь?..
Куда спишь, ляжишь, дак и спи с Богом…
А когда не спишь, посмотри в окно…
Отвори окно, посмотри в окно…
На твоём дворе чудо чудится…
Чудо чудится, церква рубится…
А у той церкви усе празднички…
Первый праздничок — Христовый денёк…
Яичком качал, Христа величал…
Ещё праздничок Юрья-Егорья…
Юрья Егорья коров запасал…
Ещё праздничок Святой Николай…
Святой Николай коней запасал. Христос Воскрёс, Сыне Божий!..»

Сегодня православные энтузиасты, изучающие традиционную культуру, пробуют реконструировать волочебные обходы.

 

 

На фото Валентина Харпалева — праздник “Егорий Вешний” в дачном посёлке Сергиево-Посадского района Московской области. Фольклористы обходят дворы с пасхальными волочебными песнями и играют с детьми возле храма Георгия Победоносца.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (6 votes, average: 4,83 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *