Вопрос читателя:

Дорогой батюшка, когда на человека наложена епитимья (на мне уже 3.5 года), он по сути отпадает от Церкви, т. к. не может принимать участие в Таинствах. Раз он на время вне Церкви Христовой, значит ли это, что он теряет защиту от воздействий всяких магов и колдунов? Я хожу на литургии, посещаю храм, но не причащаюсь. Стараюсь бороться со страстями, молюсь дома. Или все-таки главное в вопросе защиты от колдовских воздействий — вера? Почему интересует этот вопрос, потому что есть человек, враг, который, с большой долей вероятности, практикует такие вещи против меня и моей семьи. Я в Церкви относительно недавно. Всего как раз 3 года и 11 месяцев. То есть вскоре после того, как в Церковь пришла, так и епитимью заработала. В общем, не судите строго мой вопрос, пожалуйста. Я стараюсь познавать свою веру и обучать себя основам нашей веры. Спасибо заранее за ответ.

С уважением, Елена

Ответ священника:

Здравствуйте, Елена!

Давайте разбираться.

Во-первых, «при совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея». Так говорит один из важнейших документов нашей Церкви — «Об участии верных в Евхаристии». Предположу, что вряд ли Вы получали епитимью от своего епископа и наложил на Вас ее приходской священник.

Предлагаю Вам обсудить данный вопрос со своим приходским священником. Да, именно с тем священником, который наложил на Вас епитимью этот вопрос надо обсудить, так как, по церковным канонам, освободить от епитимьи может либо лицо более высокого сана (епископ) или тот священник, который ее наложил. Об этом прямо говорится в целом ряде канонов: 12-е и 32-е апостольское правило, 5-е правило I Вселенского собора, 6-е правило Антиохийского собора.

Во-вторых, нужно понять, что такое епитимья. Это не наказание, это средство помочь человеку осознать свои грехи и начать бороться с ними. Человек ходит на Богослужение, но не Причащается, то есть ощущает свою оторванность от всей остальной общины — от Тела Христова.

И, наконец, Вы спрашиваете «снижается ли уровень защиты» и как он вообще работает: просто ли от веры или от участия в Таинствах. Думаю, этот вопрос достоин огромной дискуссии в стиле средневековых схоластов, рассуждавших сколько ангелов может танцевать на кончике иглы. Но отвечу немного с другого ракурса. В Православии нет, и не может быть количественного определения благодати. Я пришел в храм — это икс благодати. Я Причастился — это сто икс. Соборование — по 20 и прочее и прочее. Такого просто нет.

Можно ли вообще говорить о духовной жизни как о «защите»? Я бы не стал. Примеры из Священного Писания показывают нам, как страдали праведники. Праведный Авраам — это пример для верующих, но он пережил тяжелые испытания своей веры. Праведный Иов в своем страдании не отказался от Бога. Вели ли они духовную жизнь? Несомненно. Была ли у них тогда «защита»? Если использовать именно этот термин, то была. Но Бог послал им необходимое. В итоге Авраама называют отцом верующих, а Иов стал примером перенесения страданий и прославления Бога в них.

Вы пишите, что начали жить церковной жизнью и познавать веру. Это прекрасно! Желаю Вам помощи Божией в этом устремлении!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
9
Сохранить
Поделиться: