Высоцкий: взгляд православного монаха - Православный журнал «Фома»
Высоцкий: взгляд православного монаха

Высоцкий: взгляд православного монаха

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Код для вставки
Код скопирован

С каждым годом Владимир Высоцкий все более растворяется в мифе. Все чаще люди судят о нем по фильмам-биографиям, по комментариям, по топовым песням, транслируемым по радиоволнам.

Но и поныне мы замираем, случайно расслышав сквозь шум времени:

«Все единою болью болит, и звучит с каждым днем непрестанней вековечный надрыв причитаний отголоском старинных молитв».

О надрыве, о безысходности, о страстях Высоцкого сказано и написано много. И это именно то, чего он боялся при жизни и от чего предостерегал.

Высоцкий: взгляд православного монаха
Фото: v-vysotsky.com

Семеныч, как иногда величают его барды и почитатели, не сводим к трафаретам. Его поэтика сложна, составные рифмы совершенны, на что обращал внимание Иосиф Бродский, а его послание проходит за рамки прошлого века к грядущим.

Высоцкий не надрывен — трагичен. Трагизм пронизывает и его юмор, и житейские зарисовки, и лирику, и военные песни.

При этом перед нами не личина актера, не завораживающие модуляции его голоса и гитары: происходит нечто большее — встреча человека с самим собой.

Каждый концерт Высоцкого — это цикл моноспектаклей. Его песенное «я» прорастает в слушателя, становится частью его внутреннего мира и затем незримо присутствует в его мыслях и поступках.

Ему не все и не всегда удавалось сыгрыть на сцене, особенно вначале, поэтому, по мысли его второй жены Людмилы, он обретал своего неслучившегося зрителя в слушателях. Всю мощь и глубину таланта переплавляя в тот отчаяньем сорванный голос, по которому, как по камертону, в эпоху застоя страна настраивала свою систему координат.

Отличительной чертой текстов Высоцкого была семантическая компрессия. Умение вмещать целые горизонты смыслов в несколько слов.

Марина Андреевна Журинская приводила пример такой компрессии: «ты меня ведь спас в порту». В этой краткой фразе сразу дана вся сложность характеров и взаимоотношений героев.

А в песне «Корсар (Ещё не вечер)» разворачиваются две вообще параллельные истории — пиратского корабля и театра на Таганке. И лишь зная о втором сокровенном сюжете противостояния бунтарского театра Юрия Любимова и советского министерства культуры, понимаешь ее парадоксальный финал: «"поможет океан, взвалив на плечи, ведь океан-то с нами заодно. И прав был капитан: еще не вечер!» Океан — это образ народа.

Высоцкий: взгляд православного монаха
Театр на Таганке, 1967 г.

Почти всегда Высоцкий говорит от первого лица. И вместе с ним каждый из нас оказывается, по выражению Владимира Семеновича, в шкуре его героя.

Сгорает заживо в подбитом самолете, ткнувшись лицом в стекло.

Замерзает в грузовике, занесенном снежным бураном, да еще и с напарником, чьи нервы на пределе и чье состояние Высоцкий передает двумя скупыми строчками: а он за гаечный за ключ и волком смотрит... ...и смотрит так, что что холодно спине...

Задыхается без кислорода в подводной лодке, еще не вернувшейся с боевого задания.

Хватает грудью свинец у заветного моста, успев заметить, как сыновья уходят в бой, как приходит на смену вон тот, одетый во все не по росту.

Идет наперекор шпане, расплачиваясь за это свободой. Сидит за решеткой и умоляет: не увозите меня из весны!

Перепрыгивает планку на рекордной высоте, доказывая несговорчивому тренеру: «но свою неправую правую я не сменю я на правую левую...»

Бежит из лагеря сталинского ГУЛАГа без шансов на успех, а просто, чтобы доказать себе, что ты еще чего-то стоишь, что ты человек, а не бесправный зэк.

Высоцкий: взгляд православного монаха
Владимир Высоцкий в спектакле «Гамлет» на сцене Театра на Таганке. 1971. Фотография: gazeta.ru

Во всех этих историях доминирует «я». Как и в сценических образах Галилея, Гамлета, Свидригайлова. Как и в кинообразах радиста Володи, капитана Жеглова, дона Гуана.

Собственно, это и потрясало, и перепахивало.

Небезразличие, неотстраненность, отказ скользить, словно пыль по лучу. Невыпиливание себя из ответственности за все, происходящее в мире, даже если приходилось каяться в том, что порвали парус. Не самоизоляция.

Высоцкий бросает вызов. Вымороченной советской системе. Трусости и малодушию. Обескрыленности и безнадеге. Вранью и той уверенности сытой, в ответ которой «уж лучше пусть откажут тормоза».

Но ближе к концу он бросает вызов самому себе, порабощенному зависимостями, и Богу, Который, как можно предположить, «хандрил» и где-то допустил роковой изъян, когда творил Свой манекен — человека.

Владимир Высоцкий отдавал себе отчет в том, что он менял мир. Что его слово возвращало подлинные имена вещам. А удивленные люди поднимали головы и рождались вновь в правде и сопричастности.

Но одним из печальных выводов, к которым он пришел уже ближе к концу, стало понимание того, что есть беды, с которыми не совладать.

Это те разломы, что проходят внутри, те стихии, которые никакому козлу отпущения не по рогам. Потому что не только политическая затхлость и несвобода, но нечто гораздо более серьезное и страшное пригнетает человека к земле.

Христиане называют это последствием грехопадения. Философы говорят о неведении и несовершенстве. В любом случае возникает вопрос о первопричине этой катастрофы.

Полушутя Владимир Высоцкий бросает Богу упрек в этом разладе — и тут же сам исповедуется в истории своей болезни, которая, будучи уникальной, тем не менее приоткрывает нам и тайну нашей собственной помраченности.

Отметим, однако, что именно с этих горьких вопросов многие начинали свой путь ко Христу, в Котором Бог явил Свою любовь, а человек — свою свободу.

И Высоцкий не проходит в своих поисках и метаниях мимо Спасителя, заступается за Него перед лабазниками, врущими про ошибки Христа, носит крест Господень на груди, будучи с концертами в США, где ему вполне можно было бы обойтись и без этого символа веры.

Высоцкий: взгляд православного монаха
Фото: visotsky.ru

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», — пел Владимир Высоцкий и о других поэтах, и о себе. И нам ничто не препятствует поставить им всем свечу и помянуть их в своих молитвах.

Ибо в том, что мы свободны и всегда можем обратиться к Богу, есть и малая лепта их каторжного творческого труда.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (329 голосов, средняя: 4,63 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • я
    я2 года назадОтветить

    Дмитрий, благодарю Вас за Вашу статью. Но Вы проводите анализ творчества как такового. Собственно литературно-политический анализ. А что Вы думаете насчет духовности этого поэта? Я не знаю, известен ли Вам тот факт, что Юрий Петрович Любимов предлагал Высоцкому роль Ивана Бездомного в "Мастере". И Высоцкий решительно отказался. А знаете почему? Потому, что не хотелось себя ассоциировать с человеком, которому придется признать, что он всю жизнь писал плохие стихи. Вот еще расскажу Вам. Людмила Васильевна Целиковская как-то буквально спасла от очередного падения Высоцкого, заставив его поменять слова в песне "Яне любою" с "и мне не жаль распятого Христа" на "вот только жаль распятого Христа". Она сказала: "Ты что, так нельзя!" Это к слову о советских и партийных. Почему Господь нам и говорит: не судите. Ни против какой системы Высоцкий не боролся. Он вообще был человеком идеологическим и свято верил в светлое будущее. Дисциплинированным гражданином был. Никакой вызов никому он не бросал. Песня про жирафа - это не политика, это жизнь. Так же, как и все остальные. Охота на волков - это аллегория. А продолжение охоты на волков было написано под впечатлением от документального фильма об охоте с вертолета. Никакой политики там не было. Был синдром Калигулы (мне всё можно и я буду этим пользоваться) и обида на то, что непонятно почему никуда не пускали официально, не публиковали. Коллеги - поэты открыто издевались "не рифмуй "кричу-торчу". Говорили: ты никакой не поэт. Смирения не было. Казалось бы у тебя всё есть! Но хотелось признания! Хотелось земной короны, понимаете? А не короновали. Вот и разрывало. Да не нужны ему были эти загранпоездки. Он это понял, когда осознал, что все эти джинсы, мерсы, страны, понты не спасают от одиночества. А когда понял, что смысл жизни в служении Богу, тогда и была написана песня "Купола". Но было поздно. К сожалению, осмысление веры пришло тогда, когда уже в когтях дьявола был прочно. "Лёд подо мной, лед надо мной"... Всё, сам себя зажал. Однако для Бога нет ничего невозможного. И спасибо друзьям, которые заказали чин отпевания. Высоцкий был крещен. Так что когда кто-то молится, ему легче. Ну вот так, если вкратце.

  • Екатерина
    Екатерина2 года назадОтветить

    Кто-то из великих отцов-пустынников, кажется, Пимен Великий, просил Бога показать ему, как будут жить монахи последних времен. И Бог показал.После чего святой отец закрылся в своей келье, отказывался от еды и плакал. Кажется, приходят эти времена...Хочется добавить, что в одном из интервью Высоцкого спросили, как он пишет стихи, и он сказал, что их ему диктуют, а он только записывает.

  • Юлия
    Юлия2 года назадОтветить

    Автор, я дочитала Ваш текст ровно до места "бежит из сталинского ГУЛАГ'а".
    Выясните уже, что такое ГУЛАГ, если Вам лень искать, то ГУЛАГ - это Главное Управление Лагерей. Из Управления бежит?
    Мнение малообразованного и нелюбопытного человека не может быть интересно.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Спасибо, что нашли литературную погрешность. Исправили. Такое случается, причём даже у маститых писателей. Как редактор с опытом в 30 лет это Вам пишу.

      • Сергей
        Сергей2 года назадОтветить

        Это не литературная, а мозговая погрешность))

  • Хаджи-Мурат
    Хаджи-Мурат2 года назадОтветить

    Так и не понял, был ли еврей Высоцкий выкрестом? И если нет, какой смысл в его сакрализации?

  • я
    я2 года назадОтветить

    насчет жернова мельничного - правду Вы говорите. Таких мучений - врагу не пожелаешь. Надо думать, что говоришь и что пишешь. Вот спасибо Вам, добрый человек, что растолковываете людям что хорошо, а что плохо! Вообще никакие стихи читать не надо. Только Библию. Только Евангелие. Всё. Простите. Спаси Господи!

  • я
    я2 года назадОтветить

    Никто не хвалил. Все поэты говорили, что это не стихи. Не было восхвалений. Любимов любил по-человечески, женщины любили по-женски, Шемякин любил по-дружески. Никто гением при жизни не называл. А про блудниц - не Вам судить. бросьте камень только если Вы сами без греха. Понятно?

  • я
    я2 года назадОтветить

    Спаси Господи!

  • Светлана
    Светлана2 года назадОтветить

    Не будьте таким жестоким

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь