Икона Богородицы «Владимирская»

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.

Датировка: XI–XII век

Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. 

Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери

Икона Богородицы «Владимирская»
Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея). Фото patriarchia. ru

История Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу.

Владимирская икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в походе 1164 года против волжских булгар. Одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской». А когда 29 июня 1174 года князь Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей, а во Владимире начались грабежи и убийства, священник Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело князя Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение. Позже по молитвам к Богородице перед этой иконой владимирские князья сумели отстоять свою независимость.

Новый период в истории Владимирской иконы связан с Москвой, ставшей в конце XIV века преемницей Владимира. В 1395 году на Русь двинулся непобедимый полководец Тамерлан, и великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь на войска, истощенные Куликовской битвой и предыдущим нашествием золотоордынского хана Тохтамыша, послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой.

26 августа (8 сентября по новому стилю), в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Тамерлан неожиданно повернул свои войска и ушел в степи. В честь сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в центре Москвы был основан знаменитый Сретенский монастырь.

Окончательное перенесение Владимирской иконы из Владимира в Москву произошло в год освобождения Руси от монголо-татарского ига (1480).

Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился Иоанн Грозный накануне и после военных походов (Казанского в 1552, Полоцкого в 1563). Эту икону он называл «державы Руския заступление», а детям своим завещал жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы... и милостию честнаго ея образа иконы Владимирская».

В 1645 году, при венчании на царство Алексея Михайловича Романова, после входа государя в храм и пения многолетия новому царю был совершен молебен перед Владимирской иконой.

В 1812 году праздник сретения Владимирской иконы совпал с днем Бородинской битвы. В этот день совершили большой крестный ход с Владимирской и другими чтимыми иконами по центру Москвы. А 26 мая 1883 года, в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму.

После советского периода почитание иконы как великой святыни возобновилось в 1990-х годах. В октябре 1993 года, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития.

Иконография Владимирской иконы Божией матери

Икона Богородицы «Владимирская»
  1. Золотой фон иконы символизирует Божественный свет.
  2. За несколько веков икону реставрировали и переписывали несколько раз, но лики сохранились от изначального образа.
  3. Из-под омофора — покрова на голове Богородицы —видна ручка Спасителя.
  4. Владимирская икона относится к иконографическому типу «Елеуса», то есть «Умиление». Характерная черта этого типа богородичных икон: Младенец Христос сидит на правой руке Богоматери и обнимает Ее за шею, прильнув щекой к Ее лицу.
  5. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня — «пяточка». По этой детали и узнают Владимирскую икону.
Икона Богородицы «Владимирская»

Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.

«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»

Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго
Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь — символ Святого Духа.

Орудия страстей

За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.

Подробнее об иконографии образа смотрите здесь.

Драгоценный оклад Владимирской иконы

Икона Богородицы «Владимирская»

У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.

Значение Владимирской иконы

Владимирская икона Богоматери — одна из самых известных и почитаемых богородичных икон на Руси. Когда икона попала на Русь, она быстро стала национальной святыней, ведь по молитвам перед ней происходили чудеса, благодаря которым русские города спасались от разорения чужеземными войсками (об этом будет рассказано ниже). Все это для православных верующих стало свидетельство особого покровительства Богородицы над Русской землей.

Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).

Икона Богородицы «Владимирская»
Патриарх Тихон (Беллавин)

Образ Владимирской Богоматери восходит к иконе, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Владимирская икона относится к типу Умиление — одному из самых трогательных и располагающих к молитве. Хотя икона неоднократно поновлялась, лики Богоматери и Христа остались нетронутыми.

Лик Богоматери кажется скорбным из-за сведенных бровей и слегка опущенных уголков губ. Младенец смотрит на Мать, но Ее взор обращен на молящегося. Таким образом, мотив взаимной любви Матери и Сына оказывается тесно связан с темой грядущей жертвы ради спасения человечества: Богородица смотрит не на Младенца, а на людей, которых Он пришел спасти.

В богослужебных текстах, посвященных Владимирской иконе, моление о защите от врагов Отечества всегда сочетается с прошениями о заступничестве от врагов души — грехов и страстей.

Служба Владимирской иконе

В Минеях — богослужебных книгах, содержащих тексты служб на каждый день церковного года, служба в честь Владимирской иконы Божией Матери повторяется трижды: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). Это богослужение отражает три события церковной истории: избавления в 1521 году Москвы от нашествия крымского хана Мехмед Гирея, избавления Москвы от нашествия хана Ахмата Ордынского в 1480 году, память перенесения иконы из Владимира в Москву при нашествии Тамерлана в 1395 году, совершаемая 26 августа (8 сентября).

Особенно торжественные богослужения в день памяти Владимирской иконы бывают в московском Сретенском монастыре на его престольный праздник — 3 июня по новому стилю. Накануне, 2 июня, служится торжественное всенощное бдение, а в самый день праздника — 3 июня — Божественная литургия. Как правило, богослужение возглавляет архиерей, оно происходит при большом стечении верующих и духовенства в сопровождении прекрасного хора Сретенского монастыря.

Похвала Владимирской иконе

«Похвала иконе “Богоматерь Владимирская”», иначе — «Древо государства российского», — икона Симона Ушакова, написанная в 1663 году.

В центре иконы, на ветвях древа, растущего из-под сводов Успенского собора Московского Кремля, помещен образ Богоматери Владимирской, которая во времена Симона Ушакова считалась главной святыней Московского государства. Его основатели, князь Иван Калита и митрополит Пётр, стоят у подножия древа, за кремлевскими стенами. По сторонам от них — царь Алексей Михайлович, который правил в год написания иконы, его жена Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Фёдором.

Икона Богородицы «Владимирская»
«Похвала иконе “Богоматерь Владимирская”»
Из собрания Третьяковской галереи

На ветвях древа нарисованы гроздья винограда и медальоны с изображениями московских святых, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь и уподобляющими ее Божественному древу.

Эти изображения составляют аллегорию, которая должна была раскрывать образ богоустроенного православного царства, прославленного многочисленными святыми и находящегося под непосредственным покровительством Христа и Богоматери.

С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.

Канон Владимирской иконе

На всенощном бдении под дни памяти Владимирской иконы Богоматери читается соответствующий канон. В каноне излагается история вспоминаемого события и его духовное значение.

Считается, что этот текст был написан не ранее конца XV века. Имя автора не известно, но очевидно, что это был человек просвещенный, хорошо знающий Священное Писание и историю страны.

Одной из основных тем канона является тема заступничества Божией Матери от врагов, поэтому в тексте Ее часто именуют Помощницей, Заступницей.

Так может именоваться не только Сама Богородица, но и непосредственно Владимирская икона:

«Твою, Богомати, всечестную и чудотворную икону российские люди стяжавше, яко заступление крепкое  и стену нерушимую, молятся Тебе на врагов победу даровать отечеству нашему».

Много говорится в тексте службы об истории страны; конечно, это не точная фиксация произошедшего, как в хронике, но прежде всего указание на заступничество Пресвятой Богородицы и Ее покров над нашим Отечеством.

«Приидите, российские соборы, приидите, верных собрание, в сретение Царицы Богоотроковицы! Ибо грядет Царица Своим честным образом спасти град и люди от сопостатных поган невоеваны». «Невоеваны», то есть «не захваченными», «не завоеванными врагами». Действительно, во всех трех случаях угрозы от врагов Москва чудом избежала нападения и разрушения.

Однако просьбы о земном благополучии и заступничестве не являются единственными. В богослужении постоянно повторяются моления о душе: «Яко светоносная палата и одр всезлатый, Богородице Владычице, ибо Ты Слово Божие вместила еси и, родив нам Солнце незаходимое, Свет Невечерний, наши сердца, прежде омраченные неразумием, осветила благоразумием и неправды тьму разорила».

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Владимирская»

О чем молятся у Владимирской иконы

Перед Владимирской иконой можно молиться о любых своих нуждах. Это одно из прекраснейших изображений Христа и Божией Матери, сам взгляд на которое настраивает на молитвенный лад.

Икона Богородицы «Владимирская»

Выше мы писали о том, что наши предки часто молились перед Владимирской иконой во время набегов вражеских войск и в других тяжелых обстоятельствах. Но вполне естественно молиться перед этой иконой о своих житейских проблемах — здоровье, благополучии детей, поиске работы, жилья и так далее. Необходимо просить Господа и Его Пречистую Матерь о духовных дарах — прощении, смирении, молитвенности. И конечно, важно не забывать, что в молитве мы должны не только просить о чем-то, но и благодарить Создателя за Его благодеяния.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Помощь Владимирской иконы

Как христиане, мы верим, что получаем помощь не от иконы, а от изображенных на ней Богородицы и Спасителя. Летописи и исторические сказания сохранили память о многих чудесах, произошедших по молитвам перед Владимирской иконой Богоматери. Это были и победы в сражениях, и избавление от смуты и больших пожаров, и события более частного характера — исцеления от болезней, благополучное разрешение беременности и так далее.

Огромное количество местночтимых списков Владимирской иконы свидетельствует о ее всенародном почитании, которое не уменьшалось, а только увеличивалось со временем. В основе его — отклик и помощь Богородицы по молитвам верующих.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Владимирская»

Акафист — это жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение. Акафист иконе «Владимирская» состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к Богородице, начинающихся словом «Радуйся».

Акафист можно читать как на богослужении, так и дома.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Владимирская»

Читайте также: Владимирская Икона и Третьяковская галерея

2
5
Сохранить
Поделиться: