Владимир ГУРБОЛИКОВ: В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл сказал: "Библиотека — это хранилище интеллектуальных ценностей". И какими бы совершенными не становились электронные сети, книга никогда не потеряет своего значения, потому что является "не только документом, но ещё и памятником эпохи". К этим словам Святейшего следует отнестись очень серьезно, поскольку, к сожалению, зачастую ни светская, ни православная среда не понимает истинного значения подобного "хранилища". Почему для Православного издательского сообщества так важно изменить свое отношение к библиотекам и что нового это сотрудничество может привнести в жизнь библиофилов, — обо всем этом рассказывает Директор фонда "Фома-Центр", первый заместитель главного редактора журнала "Фома" Владимир ГУРБОЛИКОВ.

— Владимир Александрович, редакция журнала, Издательский дом "Фома", фонд "Фома-Центр" — эти структуры каким-то образом включены в работу с библиотеками?

— Да, конечно. С одной стороны, мы стараемся делать пожертвования библиотекам в виде журнальных номеров, книжек детской серии "Настя и Никита" и других наших изданий. Мы также пытаемся выйти и на более системное сотрудничество с теми библиотечными фондами, которые отвечают за комплектование библиотек. Из светских фондов особенно активно мы стараемся работать с фондом "Пушкинская библиотека", одна из задач которого — участие в процессе комплектования на общероссийском уровне. Одновременно с этим Фонд во имя Кирилла и Мефодия регулярно просит нас о бесплатной передаче библиотекам журналов и детских книжек. Кроме того, мы ведем и собственный сбор средств на подписку дальних библиотек. Такую работу мы считаем чрезвычайно важной. И здесь необходимо понять, что, слава Богу, в стране до сих пор существует такое важное явление, как библиотечная сеть.

Библиотечная сеть сумела удивительным образом сохраниться, сохранить свои филиалы даже в сельских районах. Это настоящий подвиг библиотекарей, которые и раньше, и теперь трудятся за очень малые деньги. Также сейчас начали появляться приходские и различные церковные библиотеки. Среди них есть и очень хорошо организованные, и те, чья работа ещё не совсем налажена. Но, тем не менее, с ними со всеми нам полезно было бы сотрудничать. Все это библиотекарское сообщество представляет собой не только место хранения книг, но и, в первую очередь, сообщество людей, которые влюблены в книгу. Людей, которые пытаются следить за книгоиздательским процессом, работать с читателями, прививать им интерес к книжному чтению. Все эти десятки тысяч библиотечных работников являются нашими союзниками, независимо от того, светские они люди или церковные.


— Вы говорите о библиотечной системе. В чем ее преимущества?

— Это интересный и больной вопрос. Моя мама неколько десятилетий работала научным сотрудником в отделе рекомендательной библиографии РГБ, знаменитой Ленинке, и благодаря этому я с детства был знаком с прекрасной библиотечной системой, которая существовала в СССР и Российской Федерации. Суть системы состоит в том, что все издания, выпускавшиеся в нашей стране, должны были непременно присутствовать на полках центральных библиотек хотя бы в единичном экземпляре. Кроме того, они подлежали обязательному аннотированию и последующему рецензированию. То есть сначала писалась краткая аннотация, которая помогала библиотекарям и книголюбам понять, что за издание перед ними с точки зрения направленности, жанра, целевой аудитории и, собственно, содержания. Благодаря таким профессиональным аннотациям (которые, увы, имеют мало общего с нынешними рекламными текстовками) книги и журналы получали четкое "место прописки" в библиотечном каталоге и на строго определенной книжной полке в библиотеке. А далее книга попадала в руки к рецензенту, который уже подробно ракрывал сюжет, важные качества издания, рассказывал об авторе, суммировал отклики в печати. Эти рецензии складывались в маленькие и большие библиографические сборники, целые исследования книжной "жизни", помогая разобраться в ситуации и библиотекарям, и книголюбам, и критикам. Эти сборники и продавались, и рассылались целенаправленно, а кроме того, информацию несли и изустно сами специалисты, методические работники, которые проводили для библиотекарей семинары, встречи, консультации. Ездили и из той же "Ленинки", и из областных библиотечных центров...
 
Словом, существовала мощная сфера поддержки библиотек, в которой большую роль играла библиография, в том числе и рекомендательная библиография. Которая, кстати, весьма востребована сейчас на Западе. Ведь такая работа очень облегчает и поиск, и работу с книгой. А труд библиотекаря как раз и заключается не только в том, чтобы следить за сроком возврата издания и правильно вести каталог. Это заблуждение. На самом деле, каждая библиотека просто обязана быть своеобразным культурно-педагогический центром, в котором человек может получить не просто книжку на руки — но всестороннюю помощь. От грамотной подсказки — до формирования круга чтения в полном объеме.

Но проблема в том, что в наши дни эти центры функционируют очень слабо.
    
 
— С чем это связано?

— Отчасти с общим кризисом библиотечной системы, которую государство почти перестало финансировать. Отчасти — с тем, что пытаясь спасти хоть что-то, руководители ведущих библиотек в 90-ые годы вынуждены были сокращать прежде всего научные и исследовательские отделы. Перестали поступать издания; поток изданий прекратили как следует отслеживать, аннотировать и рецензировать. На местном уровне новые книги и вовсе исчезали. Ну и конечно же, уходили люди.

В итоге библиотеки часто вообще переставали понимать, что происходит, теряли связи, нарабатывающиеся десятилетиями. И слава Богу, что вообще всё не позакрывалось. А потом худо-бедно, но стали появляться альманахи, журналы, сборники. Ну и средства хоть какие-то вновь выделили — и на оплату труда, и на закупки книг. То есть в отношении светских библиотек и более-менее вписанного в понятные специалистам традиции книгоиздательства какая-то работа всё же идёт. А огромный архипелаг, в который превратилось за четверть века православное издательское поле, оказался почти вне зоны видимости библиотечных работников. А со стороны самих православных издателей, за исключением сайта "Православная книга России", рубрик в журналах "Фома", "Нескучный сад" и т.д., такую работу никто не повёл — все были заняты другими вещами.

То есть, даже если у библиотек появились бы средства и возникло бы желание сделать заказ на православную литературу и периодику, зачастую они не знали бы, что выбрать и по каким критериям...

Впрочем, пока денег нет, или их очень мало. Вот характерный пример ситуации с библиотечным комплектованием. Один мой знакомый священник, совершающий миссионерские путешествия по Северному морскому пути, не раз во время поездки посещал местные библиотеки. Он в ужасе от сложившейся там ситуации. Из детской периодики во всех библиотеках он обнаружил только одно регулярно поступающее издание — журнал "Ведьмочки".


— И вы считаете, Церковь может что-либо изменить в сложившейся ситуации?

— Я убеждён, что может. Особенно если мы не станем забывать, что Церковь — это не только сравнительно небольшое количество наших епископов, священников, клириков. Но ещё и все мы, миряне, люди Церкви. Что у нас большой круг редакций и издательств. Что в нашей собственной среде — и среди духовенства, и среди мирян — есть энтузиасты, которые уже сами создают приходские, епархиальные библиотеки. И что нам надо осознать, насколько важно для нас это движение — навстречу библиотекам — и светским, и церковным.

Союз с ними — это очень важная альтернатива рынку. Работая над продвижением проектов, мы все уже, по-моему, убедились, что ведь свободный рынок очень сильно зависим от продаж. Пусть за прилавком продавцы церковных лавок, пусть светских сетей, но их главная задача — не воспитывать, не образовывать, а продавать (я это говорю без тени неуважения к такому труду, просто констатирую). В воспитательском деле у нас есть единственно верный союзник — библиотеки. И я убежден, что наша встреча с читателем на сегодняшний день возможна только там. Но, к сожалению, библиотечная сеть находится сейчас в таком состоянии, что ей просто необходима помощь со стороны.


— А чем конкретно можно помочь?

— Отчасти мы уже помогаем — хотя бы тем, что жертвуем тиражи. Это делают многие, и это вовсе не такое уж легкое решение, на самом деле. Ведь большинство книг часто едва окупается, а проекты с периодикой вообще приносят одни убытки. Поэтому ошибаются те, кто думает, будто пожертвовать легко. Но надо идти дальше. Появляются следующие задачи — по ликвидации безграмотности, так сказать. В отношении церковных библиотек — срочно надо помочь им перенять опыт государственной библиотечной системы и "вырасти". В области светского библиотечного дела — необходимо наладить собственную библиографическую работу и открыть себя для общенациональные библиотечные сети. Мы не смеем продолжать держать это сообщество в неведении относительно тех обширных процессов, которые связаны с появлением тысяч новых книг и десятков журналов и газет на православном "поле".

Первые попытки, повторюсь, уже есть: это газета-дайджест "Семейный круг", которую выпускает издательский дом "Димитрий и Евдокия". Это и рубрики-рецензии, которые ведутся в главных православных журналах в течение уже многих лет. Ну и конечно же, это такие интернет-проекты, как "Православная книга России". Но этого пока слишком мало. Нужно активно искать контакт с журналистами и редакторами библиографических журналов. Встречаться. Приглашать. Проводить совместные мероприятия. Предлагать им конкретные обзоры и рубрики, рассказывающие о происходящем. Нам надо, наконец, создать и собственную периодику, посвященную именно издательскому процессу, непосредственно нашей литературной и книжной жизни. Кстати, ни в коем случае не нужно бояться звать на помощь и вообще бояться светских специалистов, пусть и зараженных антицерковными стериотипами. Стереотипы эти (они состоят обычно в том, что единственной целью православного книгоиздательского процесса является полное "закрытие" всей светской литературы, что Церкви нужно всеобщее насильственное крещение, что церковные книги в массе антинаучны и художественно слабы, и так далее) должны быть преодолены. Наравне с этим следует тщательно отслеживать проникновение в библиотеки псевдоправославной литературы, чтобы не складывалось о нас неправильное мнение.

Понятно, что во многом такая активная политика с нашей стороны — это ещё и вопрос средств. Поэтому нам тоже необходима поддержка со стороны меценатов — людей, желающих и посодействовать распространению православных изданий, и помочь возрождающейся книжной культуре в России. Но главное всё же не в деньгах как таковых. Нужны воля и вера, тогда всё возможно.


— Как Вы думаете, а электронные библиотеки могут стать подспорьем и, возможно, альтернативой обычным библиотекам?

— Альтернативой — нет, а подспорьем — да, безусловно. Но для этого, опять же, нужно прикладывать усилия. Одним лишь созданием православной электронной библиотеки проблему не решить. Это никакая не панацея! Ведь ее точно также нужно будет "укомплектовать", правильно выстроить, провести в интернете огромную рекламную работу, чтобы привлечь читателя. Мы зря обманываем себя, если думаем, что это просто и дёшево. Я думаю, что, в первую очередь, все же следует оказывать поддержку и обратиться к самым обычным, "живым" библиотекам. Хотя бы потому, что многие люди недостаточно владеют техникой, чтобы полноценно пользоваться сетевыми ресурсами. И, вдобавок, мне кажется, электронная библиотека просто никогда не сможет заменить библиотеку "бумажных" книг.

Создание рекомендательной библиографии, внимательный подход к комплектованию библиотечных сетей, работа с библиотечными кадрами, — вот этим нам стоит серьёзно озаботиться. Если здесь интернет может помочь — то давайте в этом деле активно его использовать. Но не будем терять из виду главных целей. Потому что, убежден, самым большим нашим союзников в деле сохранения книжной культуры и знакомства людей с православной литературой является именно библиотечная система.

Источник: портал "Православная книга России".
Фото Владимира Ештокина.

0
0
Сохранить
Поделиться: