Есть у меня нечто вроде общественной нагрузки — я работаю в жюри детского литературного конкурса «Волшебное слово», читаю работы в номинациях «проза» и «журналистика». Так вот, о детской журналистике. Два года назад, впервые начав работать в жюри, я ничего особенного не ждал. Всё-таки журналистика, в отличие от поэзии и художественной прозы, гораздо больше завязана на практический опыт, а откуда он у детей? Написать талантливое яркое стихотворение одаренный ребенок может, а написать яркий талантливый очерк — крайне сомнительно, потому что нужна серьезная подготовка, нужно знание жизни...
Все оказалось одновременно и так, и не так. Да, разумеется, значительная часть конкурсных работ — как сейчас выражаются, ниже всякого плинтуса. То есть это либо унылые пафосные рассуждизмы про то, что такое хорошо и что такое плохо, либо доклады и рефераты, подготовленные в процессе школьной учебы (и ладно еще, если не цельнотянутый из сети плагиат). Но такие работы в любом конкурсе неизбежны, и виноваты тут не дети, а учителя, которым нужно было поставить галочку: мол. приняли участие в конкурсе.
Но есть на конкурсах не только это. По крайней мере, поговорить хочется о другом.
в их работах проявляется как раз типическое — то, чем живут, чем интересуются современные российские дети и подростки
Прежде всего, совокупность детских работ по журналистике интересна в научном плане. Точнее говоря, из этих работ складывается портрет современного подростка — не такого, каким его представляют взрослые, а реального. Конечно, дети, участвовавшие в конкурсе, скажем так, не самые худшие. Это не гопники, не отморозки, не дебилы. Но и не рафинированные отличники, живущие в башне из слоновой кости и не выходящие во двор. Нет, в их работах проявляется как раз типическое — то, чем живут, чем интересуются современные российские дети и подростки . Причем выборка вполне репрезентативная — сотни участников из самых разных российских регионов, разных национальностей, разного социального положения. Мы, взрослые, часто рассуждаем о детях, беря за эталон самые худшие случаи (и тогда, к примеру, появляется сериал «Школа»). Но жизнь ломает такие схемы. Все куда интереснее и, не побоюсь этого слова, оптимистичнее.
Далее, в строгом смысле слова среди поданных в эту номинацию работ журналистики как раз немного. Под журналистикой ведь мы обычно понимаем поиск, обработку и донесение до читателя информации. Классические жанры — интервью, очерк, новостная заметка, репортаж, аналитическая статья, журналистское расследование... Но среди детских работ гораздо больше было публицистики, путевых заметок, эссе, рецензий на книги и фильмы, мемуарных зарисовок... Это создавало, конечно, трудности — ну как по одним и тем же критериям оценивать интервью и рассказ об истории семьи? Как сравнивать репортаж о футбольном матче и размышления о смысле жизни?
Мне было крайне важно отметить те работы, в которых чувствовалась некая живая нотка, некая личная заинтересованность — не декларативная, не пафосная, а пронизывающая текст. Какие-то мелкие детали, создающие атмосферу подлинности, какие-то небанальные интонации. И, конечно, интерес к жизни — когда человек не столько пытается высказать свое мнение, сколько разобраться в простых вещах, которые на поверку оказываются очень даже сложными.
Среди участников конкурса были и одиночки, и дети, занимающиеся в тех или иных журналистских студиях. Очень заметно, какое направление дают юным журналистам взрослые, на что нацеливают. А нацеливают на разное. В одних случаях учат самостоятельно, нестандартно думать, в других — натаскивают на типовые вещи, на средний уровень журналистики. Средний как раз потому, что наиболее распространенный. Причем я не могу безапелляционно заявить, что это всегда плохо. В конце концов, если цель занятий в журналистской студии — публиковаться в районной газете, то нужно уметь писать стандартные для подобных изданий вещи. О совещании, на котором глава района что-то важное отметил, о торжественном открытии нового стадиона, о выставке народных промыслов... Причем таким языком, какой в таких газетах принят. Мне это кажется серятиной, но мне хорошо рассуждать, а для многих такая серятина — гарантированный кусок хлеба. В общем, вечный спор, кто нужнее: рискующий быть непонятым и неуслышанным творец или надежный ремесленник...
Но, к счастью, помимо ремесленников, были и творцы. Дети, которым интересна окружающая жизнь. Которым гораздо важнее что-то узнать и понять, чем напечататься. Которые, может быть, станут профессиональными журналистами, а может, не станут. Но которые уже стали неравнодушными людьми.
...Когда проходило награждение победителей, я пообещал ребятам, что лучшие журналистские работы будут опубликованы на сайте «Фомы». Пришло время сдержать это обещание.
Ознакомиться с работами можно тут