Вопрос читателя:

Здравствуйте. У меня вопрос по поводу монашества. Считается, что «убегать» в монастырь от мирской жизни, потому что она не строится — плохая идея. Где-то слышал или читал, что, если в миру не смог устроиться, в монастыре будет ещё тяжелее. А разве не может быть так, что Бог «специально» не даёт устроить жизнь в миру, чтобы человек ушёл в монастырь, грубо говоря? И с другой стороны, у меня второй вопрос. Часто вижу в интернете видео про монахов, трудников, которые рассказывают о себе и о том, почему они ушли в монастырь. И часто у них ситуация такая, что как раз-таки не устроилась мирская жизнь, либо появились какие-то большие проблемы — прогорел бизнес, кто-то умер, стали наркоманами, не смогли найти себя и т.д. Почему так получается? Верно ли, что по большей части в монастырь всё-таки «убегают» от мирской жизни и её проблем? Есть ли какая-то «статистика» того, кто ушёл по своему желанию, а кто — «убежал» из мира?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Здравствуйте!

Я не монах, но о статистике такой не слышал.

Могу предположить, что есть немало людей, которые хотят именно убежать, но все-таки традиционное церковное понимание против такого эскапизма. Дело в том, что монашество — это определенный образ жизни, цель которого — Спасение, то есть достижение единства с Богом. И не побег от проблем и неустройство должен быть причиной принятия пострига, а стремление обретения полноты духовной жизни, которая приведет ко Спасению уже здесь, на земле.

Одно дело — если неустройства в мирской жизни происходят из-за того, что это не та стезя, которая соответствует конкретному человеку. Ну не создан человек для мирской жизни, тяготеет к монашеству и потому на мирском пути постоянно как бы промахивается, потому что это не его. Узнав о монашестве, придя в монастырь, человек ощущает радость и полноту не потому что сбежал от проблем, а потому что обрел свое — свой образ жизни, свой путь.

Другое дело, если человек не создан для монастыря, но промахивается по каким-то другим причинам — лень, некомпетентность, неспособность взять себя в руки, дисциплинироваться, отсутствие образования, неспособность прогнозировать, внутренняя слабость, которая не дает возможность спокойно пережить крах в том же бизнесе, работе, финансах, отношениях. В этом случае монастырь может быть только временным убежищем, куда можно приехать, подправить духовное здоровье и вернуться на свой — мирской — путь с новыми силами. Конечно, речь тут не идет о постриге, а только о паломничестве, возможно, трудничестве.

Очень важно две эти стратегии не перепутать. Я могу предположить также, что, как правило, те, кто именно к монашеству склонен, свой путь все же не упустят, а вот те, у кого трудности, но чей путь явно не монастырский, очень даже могут ошибаться, потому что, когда все плохо, хочется куда-то спрятаться по крыло, забиться, попасть в систему с понятным укладом, чтобы там отдышаться и отдохнуть.

Как не ошибиться — вопрос сложный. Молиться много, советоваться с духовником, ни в коем случае не торопиться и быть искренним и честным перед собой и Богом, я бы так сказал. Мудрости от Господа!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: