Вернер Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. Перевод с английского и вступительная статья О. В. Алиевой. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. — 216 с.
Книга «Раннее христианство и греческая пайдейя» полезна всем, кто интересуется историей раннего христианства и влиянием на него греческой культуры. Это третья часть знаменитого труда немецкого филолога-классика Вернера Йегера «Пайдейя», посвященного истории греческого образования и культуры. Словом «пайдейя» греки называли то, что мы понимаем под образованием и воспитанием в целом как системой. Еще оно употреблялось как синоним понятия культуры, и на латинский язык так и переводилось — cultura. Кстати, слово «пайдейя» является составной частью таких слов, как энциклопедия или Википедия.
По словам автора, книга рассказывает «о греческой культуре в том ее виде, в каком она существовала на момент возникновения христианства, а также об историческом столкновении этих двух миров в первые два века нашей эры». На отдельных сюжетах разбирается, как непросто, через противоречия и их преодоление происходила христианизация грекоговорящего мира и эллинизация христианства. Прочитав книгу, читатель узнает, кого, например, в Новом Завете называли эллинистами и почему греческие писатели считали древних евреев «философским народом».
Автор описывает в общих чертах единую линию эволюции греческой мысли. Как наиболее характерную и уникальную форму греческого гения она порождает философию. Вершина греческой философии — системы Платона и Аристотеля. Стоицизм и эпикуреизм были, по автору, уже своего рода упадком. Они, хотя и имели набор философских догм, по преимуществу удовлетворяли религиозные запросы души. В итоге греческая философия приходит к скептицизму, который заявил о воздержании от любых суждений об истине и лжи. Как говорит Йегер, «в каком-то смысле греческое сознание так никогда и не оправилось от этого удара, и после подъема скептической философии оно не породило ни одной великой философии (в прежнем понимании этого слова)».
Тем не менее христианское богословие во многом заимствует греческий понятийный инструментарий. Заявке христианства на истинность и универсальность (кафоличность) соответствовала претензия на универсальность единственной интеллектуальной культуры в мире, попытавшейся пойти в этом же направлении, — греческой. Поэтому встреча, конфликт и некий синтез двух великих традиций был неизбежен.
Важный плюс книги — доступность изложения. Она написана в форме лекций, что облегчает восприятие достаточно непростых вещей, о которых в ней говорится.