В годы официального государственного атеизма в православных храмах верующих подчас было так много, что даже не всем в них хватало места, это засвидетельствовал в своих дневниках священноисповедник Николай (Могилевский; + 1955 г.), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский.
Свои дневниковые записи владыка Николай вел с 1945 по 1955 год, «периодически излагая на бумагу свои впечатления, мысли и чувства», сообщает сайт Митрополичьего округа в Республике Казахстан.
В частности, о большом количестве верующих в храме говорится в записи архипастыря от 20 марта 1950 года.
«Вербное Воскресение. Народу, молящихся храм не вмещал – много стояло вне храма … Давка была невероятная по началу – после водворился порядок», – записал священноисповедник, бывший в ту пору архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.
В более ранней записи, от 1 января 1949 года, владыка Николай также отметил, что «народа было в храме достаточно, помазывали в 2-х пределах».
Кроме того, священноисповедник Николай (Могилевский) засвидетельствовал и тот факт, что в указанный период в Казахстане открывались новые храмы и молитвенные дома.
Так, об этом сообщает его запись начала 1948 года:
«С 14 и по 20-е февраля был в поездке по Епархии. Посетил города: Актюбинск, Челкар, Ново-Казалинск, Кзыл-Орда, Чимкент, Чапаевка, Тюлькубас, с. Ванновка и Джамбул. Освящал: в Актюбинске храм во имя кн. Владимира и там же предел во имя Архистратига Михаила; в Челкаре вновь выстроенный храм во имя Вознесения Господня; в Ново-Казалинске м. дом во имя Св. Троицы; в Сахарном заводе – м. дом новоустроенный во имя Покрова Божией Матери».
Дневниковые записи священноисповедника Николая (Могилевского) в дар Церковно-историческому музею Православной Церкви Казахстана недавно передала церковный историк и краевед, руководитель Отдела церковной истории и канонизации святых Пермской митрополии монахиня Сергия (Королева).