
Вопрос читателя:
Добрый день! У меня муж не воцерковленный, пост соблюдать не хочет, поэтому в пост приходится исполнять супружеский долг. А нужно ли в этом каяться на исповеди? Я из-за этого не знаю, как мне идти на исповедь, если каяться в этом, то всё потом повторяется.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Ведь супружеские отношения во время поста, тем более, в связи с тем, что муж Ваш не готов к воздержанию - это не единственное в чем Вы грешите, верно? Нельзя лишать свою душу покаяния в этот такой благодатный для нее период! Поэтому даже не думайте бояться или стесняться идти на исповедь и говорить о том, что Вас тревожит и волнует. Про супружеские же отношения говорите, да, как есть. Тем более, думаю, что духовник Ваш в курсе семейной ситуации и понимает, что отношения эти происходят, потому что Вы бережете семью и здесь уступаете мужу. Молитесь о супруге и о своей семье, даст Бог, тут все гармонизируется и в духовной жизни Вы с мужем будете вместе. А сейчас, в пост, говоря об отношениях на исповеди, сконцентрируйтесь больше на каких-то других гранях своей собственной духовной жизни, чтобы пост принес свой душеспасительный плод и результат. Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Little Lushie
Жена моя долго не исполняла супружеский долг. Иногда неделями иногда месяцами, и в общем вынудила меня заниматься онанизмом. Вот теперь до сих пор не могу бросить рукоблудие. Как его победить не подскажете?
Уважаемый Алексей, мы направили ваш вопрос священнику. Ожидание ответа может занять некоторое время.
Для того, чтобы задать свой вопрос, рекомендуем использовать нашу форму https://foma.ru/zadayte-vopros-svyashhenniku
А если из супругов, кто-то очень устает и нет сил на сексуальные утехи, то тогда как ? Кто должен войти в понимание? Или если один из супругов асексуал?
спасибо за ответ и комментарии. все просто.
Я считаю,что при общении с Богом никакие свидетели не нужны.Как я понимаю Бог всех услышит кто к нему обращается.А священник может дать неправильный совет.Я же не пойду потом обвинять его в том, что он неправильный дал совет и так получилось плохо.Я всего один раз ходила исповедоваться,после чего больше никогда не встану в длинную очередь к священнику на исповедь,где сзади меня стоящий в очереди слышит то,что я говорю и я слышала то, как исповедовался впереди стоящий человек. Какое же это таинство исповеди? Мне это напомнило конвейер. С тех пор меня слышит только Бог без всяких свидетелей. А уж только ему решать отпускать мне грехи или нет. Это.конечно,моя личная позиция и для меня она больше приемлема.
Леня, да, священник может дать неправильный совет. Но исполнять или нет, - повторяю, голова у человека своя. В большинстве случаев сам я, увы, больше огорчен тем, когда не исполняем (прежде всего, я сам) самые что ни на есть правильные советы духовника! Это, считаю, происходит намного чаще, нежели бездумное исполнение ошибочного совета. Да и не является советование собственно частью исповеди.
По поводу того, что все слышат -- уже много лет в Церкви, ни разу не слышал ни слова тех, кто до или после меня исповедовался.
Что касается основного тезиса. По сути, он нас переводит к вопросу, а можно ли спастись самому, вне Церкви. Именно так: ведь Вы отрицаете выработанную веками духовной практики норму церковной жизни. Поскольку с самого начала посыл строится на уничижении духовного опыта священнослужителей, отрицания благодати священства. В такой логике есть все основания видеть опасное для человека заблуждение. Не получается ли так, что он (не сознавая того) гордится собой, превозносится над теми, среди кого ему следует искать отцов, которые, по словам апостола Павла, помогли бы ему "родиться" во Христе Иисусе... Даже великая святая, Мария Египетская, которая многие годы спасалась совершенно одна, в пустыне за Иорданом, перед кончиной принесла исповедь при священнике и причастилась Святых Таин. Даже она сознавала, что вне Церкви нет спасения.
Нет, надо всё же понимать, при всем уважении к личному выбору, что предлагаемый Вами путь очевидно нецерковный и для православных христиан неприемлемый. Надо как-то сознавать это. И тем, кто пишет, и тем, кто читает эти комментарии.
Ходить в церковь и исповедоваться священнику нет никакой нужды.Ведь те же священники люди с такими же человеческими грехами,даже,может быть, и большими,чем у вас самих.А вы идете к ним и изливаете свою душу.Лучше покайтесь,стоя перед иконой,помолитесь и попросите прощения.Считаю,что так будет лучше.А Бог услышит вас везде,даже в собственной квартире.
Елена, Церковь никогда не учила, что исповедуется человек священнику. Он исповедуется Богу. Но священнослужитель выступает важным свидетелем этой исповеди. Он имеет больший опыт, он молится у Престола Божия, он знает огромное число самых сложных человеческих обстоятельств. И потому способен указать на ложные моменты, ошибки, какие можно допустить, исповедуясь (например, когда исповедующийся, по сути не кается, а оправдывает себя и перекладывает вину на ближних и т.п.). Он способен дать советы, подсказать пути покаяния. Он перед Богом свидетельствует, что человек действительно раскаялся в своих грехах. Конечно же, очень желательно, чтобы исповедь принимал не первый встреченный человек в священном сане, а духовник, который знает обстоятельства жизни исповедующегося. Тут важно доверие и уважение к данному священнослужителю. Как часто повторяют святые, не надо, входя в храм, снимать голову вместе со шляпой. Теперь о молитве перед иконой. Исповедь с участием священника не отрицает необходимости (не просто возможности -- необходимости!) ежедневного, повседневного исповедания своих грехов в частной молитве. Помощником в этом может послужить молитвослов: можно найти в составе молитв на сон грядущим, ближе к окончанию, такое исповедание. Но ничто не мешает и своими словами, перед иконой, назвать свои грехи и покаяться в них.
Но ни в коем случае не следует противопоставлять это ежедневное исповедание грехов -- и исповедь в храме, при свидетеле-духовнике. Это составные части того пути, который Церковь предлагает человеку, чтобы облегчить (а не усложнить, как кажется некоторым!) путь покаяния и спасения души.
Сексуальное общение должно доставлять удовольствие и жене, и мужу. Если же муж в состоянии причинять боль своей жене (а с ее слов получается, что ей это совершенно не нравится, значит, речь идет именно о боли) и радоваться от этого, речь идет о преступлении - о насилии. То есть семьи, считай, уже и нет. Пусть изменяет. Это будет на его совести, а не на совести жены. Он ее и женой-то вряд ли считает, раз позволяет себе так с ней обращаться. Терять нечего.
Уважаемая Людмила, мы направили ваш вопрос священнику. Ожидание ответа может занять некоторое время.
Для того, чтобы задать свой вопрос, рекомендуем использовать нашу форму https://foma.ru/zadayte-vopros-svyashhenniku