В поисках Бога внутри себя

Священник Стивен Фриман о единстве со Христом

«Главное – чтоб Бог был в душе» — говорят многие современные люди и… отворачиваются от храма. А ведь представление о Боге внутри нас присутствует в православном учении и дает основание для полноценной церковной жизни. Об этом статья американского священника Стивена Фримана, которую мы предлагаем Вашему вниманию.

В поисках Бога внутри себяПопулярная идея из философии нью-эйдж заключается в том, что «бог внутри нас». На самом деле это просто вежливый способ сказать, какие мы все особенные, а вот «бог»… довольно банален. Но в традиционном христианстве есть учение о Христе внутри нас, и оно является основополагающим для православного образа жизни.

Нам следует понимать наши отношения с Богом не как взаимодействие двух отдельных личностей, где одна — это мы, а другая — Бог. Наше единство с Богом, рожденное внутри нас таинством святого крещения, намного важнее.

Бог не «помогает» нам в том смысле, что Он побуждает нас к чему-то или просто все в нашей жизни устраивает определенным образом. На самом деле Он внутри нас, Он вместе с нами со-работает. Аскетические практики (например, молитва, пост, самоотречение) имеют смысл только в этом контексте. Те, кто наблюдает за Православием «снаружи», часто обвиняют нас в «благочестии, основанном на делах», имея в виду, что мы надеемся получить милость Божию за свои добрые дела. Но это абсолютно не верно. Милость Божия – это Его дар, и он не может быть «заработан».

И тем не менее, православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Евангелие от Иоанна, 14: 12).

Все, что делает христианин, должно делаться в единстве со Христом, и тогда это не действия отдельно взятого человека, а то, что родилось в результате нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, это Христос в нас постится. Когда мы молимся, в нас молится Христос. Когда мы даем милостыню, ее дает именно Христос внутри нас.

И нам нужно понять, что Христос в нас жаждет поститься. Христос в нас жаждет молиться. Христос в нас жаждет проявлять милосердие. То, к чему нас призывает Церковь – это не рецепт хорошего поведения и не схема морального совершенства. Христовы заповеди и то, как они преломляются в жизни Церкви, сами по себе являются иконой Христа.

Румынский православный догматист Димитрий Станилоэ пишет:

В начале Христос «погребен» в заповедях и внутри нас — в той степени, в которой мы их исполняем, и в нас его сила. В этом соработничестве мы обретаем добродетели и они становятся живыми чертами нашего характера; в них образ Божий, и Христос как яркое солнце восстает из-под этой погребальной пелены («Православная духовность»).

Такое единство – в самом сердце православной веры и жизни. К сожалению, многие ветви христианства создали «внешний» образ наших отношений с Богом и спасения. В этом случае Бог является чем-то «наружным» в нашей жизни, он не внутри, а всегда вовне, и наши отношения с ним похожи на личные связи людей в современной культуре. В этом случае отношения христианина с Богом сводятся к психологии и морали.

Это происходит потому что мы беспокоимся о том, как Бог «относится» к нам. Психологизированное восприятие искупления озабочено Божьим гневом. Оно сводится к морали в том смысле, что наше поведение – всего лишь личные усилия каждого соответствовать некому внешнему набору правил и норм. Нас считают «хорошими» или «плохими» судя по тому, как мы себя ведем; внутренняя природа этого поведения полностью игнорируется. Но только наши жизни, которые мы живем в единстве с Богом, имеют природу истинного спасения, настоящей человечности. Вот в чем смысл спасения по милости Божией.

Есть и обратная сторона таинства Христа внутри нас, и она очень важна. Это страдание Христа внутри нас. Его крестные муки продолжаются в жизни каждого из людей. Если кто-то из нас страдает, в нем страдает Христос. Нет ни одного человеческого страдания, к которому Он не причастен.

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (Первое послание апостола Павла к коринфянам, 12: 26).

Постоянное соприкосновение с таким единством – основа христианской жизни. В этом смысл крещения – быть погребенным вместе с Ним. В этом смысл причастия – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». В этом смысл каждого действия и каждой мысли.

В этом жизнь, полная благодати.

 

Перевела с английского Дарья Прохорова

Оригинал статьи

 

Читайте также:

Бог, который не является Богом

Источник фото — https://www.flickr.com/photos/photogenix-lincoln/

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (15 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Влад
    Сентябрь 10, 2018 8:12

    Андрей, вы столько много написали, но абсолютно исторически безграмотного) Каких историков вы читали, которые не могут найти города времён Иисуса, какими мировыми академиями признаны их труды?)) «Тысячи свиней» в Израиле разводились и разводятся НА ПРОДАЖУ — всё, что нужно знать о вашей «аналитике»))

  • андрей
    Август 16, 2018 10:27

    Евангелие, при научном анализе, говорит о том, что писавший, переписывающий, всех четырех апостолов, был мало знаком, не только с политической властью в Иудее, а даже не был знаком с географией, с ботаникой, мест, о которых писал. Иисус должен был пройти 80 городов, о которых нет ни слова, в Евангелии, зато много вымышленных городов, районов, которых не найдет ни один историк сегодня, нигде. Все это дало тот вывод, что Евангелия, все четыре, писал, человек, никогда не вылезающий из какого то города, Римской империи, четвертого века, добавляя свои фантазии — откуда тысячи стада свиней, которые запрещены в Израиле? Ни одной хрюшки, в Израиле, тех лет, не было в принципе. Иисус учил быть как дети, — но не учил быть как дети — олигофрены. К сожалению, Библия, пропущенная через науку, не выдерживает, никакой критики — в ней целые параграфы и тексты, скопированы с египетских, за тысячи лет до христианства. Недавно один поп католической церкви, решил разъяснить эти парадоксы догматического богословия — кончилось, его изучение, что он снял с себя сан, и вышел из этой церкви. Там и доказывать нечего было.

  • Владимир
    Июнь 17, 2018 18:21

    Вот это да!Не думал в таком ключе. Спасибо вам, отче!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.