В Музее архитектурной художественной керамики в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 29 октября начала работу выставка, посвященная фасадной керамике храма преподобного Серафима Саровского в греческих Салониках.
Экспозиция «Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках» организована совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, ЧУК «Музей “Керамарх”» и Реставрационно-производственной компанией «Паллада», сообщает пресс-служба музея «Керамарх».
На выставке представлены монументальные керамические панно для храма преподобного Серафима Саровского в греческих Салониках, который возводится и украшается с 2013 года по проекту Мастерских Андрея Анисимова.
Директор компании «Паллада» и ЧУК «Музей “Керамарх”» Константин Лихолат отметил нетипичность подобного решения для Греции.
– Использование керамики для украшения фасадов, тем более в современном строительстве, очень необычно для этого региона. Полагаю, что храм Серафима Саровского станет настоящей жемчужиной города Салоники и точкой притяжения не только для паломников, но и для всех интересующихся искусством и архитектурой, – сказал он.
Как отметил, в свою очередь, сам Андрей Анисимов, в данном проекте «хотелось не только показать красоту и самобытность русского церковного искусства, но и его связь с византийскими корнями».
– Цельный образ, в котором цветовой и смысловой доминантой, готовящей нас к парящим над городом крестам, являются майоликовые панно, авторские произведения по эскизам и картонам Анны Верди. Создание столь сложных архитектурно-художественных произведений невозможно без слаженно работающего творческого коллектива, каким и является Гильдия храмоздателей, – добавил руководитель проекта.
Масштабные панно изготовлены в православных мастерских «Финист» (группа Компаний «Паллада», Санкт-Петербург) по эскизам художника Анны Верди (скульпторы – Сергей Зинов и Елена Климова-Молль, роспись Аурела Маринуцы и Ольги Салминой).
Работа над фасадной керамикой храма длилась два года. Для проекта потребовалось более 1,5 тонн глины, было проведено 60 обжигов. При этом большое внимание при создании целостного художественного образа авторы уделили декору – белокаменной резьбе и керамическим монументальным панно и вставкам.
Сами панно представляют собой четыре законченные керамические композиции размером около 4,5 метров: «Спас Нерукотворный с ангелами», «Давид Псалмопевец», «Богоматерь Оранта», «Ангел у гроба Господня».
Рядом с ними в экспозиции также представлены подготовительные эскизы, картоны, формы, пробные керамические образцы, фиксирующие разные технологические этапы и творческие поиски мастеров.
– Для меня достаточно неожиданно, но и в тоже время приятно, что зритель сможет заглянуть за «занавес». На выставках не принято показывать «пот художника», обычное дело – выставить итоговую «картинку», – отметила художник Анна Верди.
Отдельный раздел выставки рассказывает об архитектурном решении храма.
Отмечается, что в настоящий момент у посетителей выставки есть уникальная возможность рассмотреть все детали панно, т.к. сразу же после открытия границ их отправят в Грецию, где разместят на фасадах храма на большой высоте.
– События 2020 года, выдавшегося очень непростым для всех, безусловно, сказались и на музейной работе. Целый ряд выставок нам пришлось отменить или отложить. Но нет худа без добра – из-за закрытых границ у «Керамарха» появилась уникальная возможность представить широкой публике произведения, которые уже должны были быть отправлены в Грецию, – сказала куратор выставки, зам. директора ЧУК «Музей “Керамарх”» Анастасия Долгова.
Выставка «Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках» продлится в Музее архитектурной художественной керамики (Государев бастион) Петропавловской крепости Санкт-Петербурга до 26 января 2021 года.