
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. В христианстве говорится, что Господь даёт нам свободу выбора. Потому мы и не знаем, какие наказания нас ожидают после смерти за грехи. Но многие живут как живут, не задумываясь о существовании Бога вообще, так воспитаны. Не проще ли было бы и справедливее, если бы Бог открывал свое существование и все тайны людям при жизни, которые нам не дано знать (как знаете, многие говорят, пока не увижу, не потрогаю, не почувствую — не поверю)? Меньше было бы грехов и страданий. И вот тогда можно было бы говорить о свободе выбора: ты знаешь, что тебе за это будет, и осознанно выбираешь. А тут все неосознанно, все равно что ребенок сует пальчик в розетку. Так почему же считается, что Бог нам даёт свободу выбора? Мы как загнанные в угол мышата в этом греховном мире, никакого выбора нет, так как мы ничего не знаем. Спасибо.
Наталья
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемая Наталья, я не могу согласиться с Вашим тезисом о том, что мы ничего не знаем. Ситуация с грехами и наказаниями — это не то же самое что Уголовный кодекс: за такое-то деяние — такая-то ответственность, нет, нет и нет.
Человек знает — и в Церкви об этом говорят, и святые отца писали на протяжении веков, и в Писании можно об этом прочитать — что он создан по образу и подобию Божию: свободным в своем выборе (и невозможно отрицать, что человек выбирает, всегда выбирает, что ему сделать и как) и призванным быть как Бог, то есть исполняться любовью и миром. Призвание человеческое — это Спасение, то есть бытие с Богом сейчас, на земле, и в Вечности. Про это известно, даже в ответах на вопросы на сайте «ФОМА» я и мои собратья эту фразу писали многократно. Грех — это то, что мешает человеку быть исполненным любовью и миром (про грех можно подробно прочитать материал 10 вопросов о грехе).
Например, если Вы солжете, Вы не будете спокойно спать, если Вы завидуете, в Вас нет мира, если Вы тщеславитесь, то Ваши достижения Вас не радуют в полной мере, потому что внимание смещено с радости на что-то другое — доказать другим, сделать вид, что все еще лучше, чем на самом деле… И так далее. Вся аскетика направлена на то, чтобы человек научился правильно выбирать и всегда быть на стороне любви и света, а не блуждать по дорожкам ошибок. Информации об этом, дорогая Наталья, очень много, и если есть у человека желание быть с Богом и понять, что к чему в этом мире, к его услугам и книги, и видеозаписи, и аудио, и возможность поговорить со священником в храме.
Что касается того, чтобы «увидеть, потрогать» и так далее, опять же, любой человек может сегодня прийти в храм и поговорить со священником о том, что он бы хотел поверить в Бога, попробовать, что это такое, и спросить, как и с чего ему начать. Если человек сомневается — пусть попросит Бога помочь ему, а сам начнет молиться, участвовать в богослужениях, исповедоваться, причащаться, рефлексировать свою жизнь с точки зрения христианского подхода к человеку, делать добрые дела, бороться со своими слабостями и в церковных Таинствах и молитве черпать благодать Божию, которая меняет человека коренным образом. Да, на это нужно время, но то, о чем мы говорим — богообщение — можно пережить только в личном опыте. Это как с дружбой или любовью: можно об этом много читать, но настоящее, осязаемое — это когда дружба или любовь случается с тобой и ты в собственном опыте понимаешь, что это такое. Насильно или как-то искусственно дружбу навязать нельзя, так же и общение с Богом. Но Вы знайте — опять же, и об этом сказано множество раз — что Бог всегда открыт человеку и готов выйти ему навстречу, вопрос в том, хочет ли человек. И если хочет — пусть приходит к Богу. На это нужно время, отношения (любые) выстраиваются не сразу, но если у человека есть желание, если он и правда начнет уповать на Бога и стремиться пережить опыт общения с Ним, с ним это, с Божией помощью, произойдет.
А вся эта неосознанность, дорогая - это от того, что человек просто не стремится узнать все, что ему дано знать. Все давным-давно открыто, принципы жизни человеческой души давным-давно описаны, как к Богу идти, тоже множество людей (святые отцы) рассказали, храмы открыты, богослужения и таинства совершаются практически ежедневно (и где-то и правда ежедневно). Просто протяните руку - и все это станет и Вашим достоянием тоже.
А Вы пока, простите мне эту аналогию, как человек, который говорит, что не понимает, как ему воспользоваться интернетом, в котором столько всего полезного, но при этом рядом с ним лежит инструкция и есть несколько номеров друзей, которые могли бы проконсультировать, как это сделать. А человек сидит, инструкцию не читает, номера не набирает и ждет, когда кто-то догадается ему все объяснить, причем так. чтобы он сам не прилагал никаких усилий и, главное, желания не высказывал. Нет, так не получится. Тут должен быть шаг от Вас, и тогда получится синергия — со-работничество с Богом: Вы будете делать свои шаги, Он свои, и все получится.
Дерзайте!
Помоги Вам Бог!
Свобода выбора дана нам свыше,
Но я прошу лишить меня её.
Свобода мне нужна лишь для амбиций,
И я её использую во зло.
Я не достиг еще духовного смиренья.
Свобода свыше - выше моих сил.
И обращаюсь сквозь свои сомненья:
"Все, что замыслил я, не попусти".
Когда ж уйдут сомнения и ропот,
Не будет твоей воли никакой,
Окажется, что ты — Господень робот,
Весь управляемый Его рукой!
Повторно. Вчера указал неверный И-мейл. Исправлено и дополнено.
Здравствуйте! А если посмотреть на этот же вопрос под другим углом? Была ли свобода выбора у 18-ти, раздавленных обломками Силоамской башни? У 8-ми тысяч, единовременно погибших от цунами в Тайланде? У человека, купившего билет на «Титаник»?
Была ли свобода выбора у слепорожденного? Была ли свобода выбора у фараона – ведь Иегова заранее предупредил Моисея: – «Ожесточу сердце фараона, и он не поверит тебе»? Сам «ожесточил, сам и покарал «казнями»?
А фараон, кстати, понял, что его обманывают – зачем иудеям забирать с собой скот, если они, по словам Моисея, намеревались только помолиться? Значит, Иегова ещё и обман санкционировал? Кстати, в истории с Ревеккой и Исавом Иегова тоже подлог «одобрил». Чему нас учит этот пример, если даже библейский Бог «таков»? (Правда, это – уже второй вопрос).
С уважением Мартин
Да, у них была свобода выбора вести свою жизнь сообразно закону.
У "ожесточения сердца" фараонова есть контекст, об этом можно прочитать например тут https://foma.ru/ozhestochenie.html
Что касается сбора скота, то в этом не было ничего удивительного, поскольку "праздник в пустыне", о котором говорят Аарон и Моисей фараону, подразумевает а) жертвоприношения; б) долгое нахождение вне города, во время которого надо как-то жить и что-то есть. И я не помню, честно говоря, в какой момент подлог с Исавом был прямо одобрен, можете ссылку привести какую-то?
Обстоятельства и ситуация меняется и сделать верный выбор получается.
спасибо
Свободно выбираем любить или не любить. Бог есть любовь! Мы все свободно выбираем что поместить в наше сердце. Если Любовь(Бога) то мы в раю а если всякий бред то мы в аду.
Свободы выбора у человека нет и небыло , свобода выбора это одно из заблуждений христианства. Невозможно что то выбрать пока есть вера и нет знаний! Вера ограничивает человека.У всех религий есть одно общее качество это вера, поэтому и религий тысячи!Бог если и существует то он не заинтересован в том чтобы в него верили. Бог который желает всем спастись будет заинтересован дать всем четкие и неопровержимые знания о себе, но никак не веру! Вера это не божественное явление, это человеческая выдумка!
А почему верующего человека Вы заранее воспринимаете как человека, у которого нет знаний? Или нет опыта, причём, возможно, не менее глубокого, чем Ваш опыт и знания? Не очень ясно, о каком знании вообще Вы говорите. Любое знание относительно. Впрочем, Вы и сами начинаете с того, что свобода выбора вообще отсутствует. Её нет. Ну а коли нет, то какая разница: знание или незнание, вера или неверие? Для Вас свободы выбора нет, и всё, и в такой логике остальное бессмысленно обсуждать, получается. Разве не так?
ортодоксия