Вопрос читателя:
Здравствуйте! Правильно ли я понимаю, что Православная Церковь поклоняется только Богу, а Пресвятую Богородицу почитает (я — бывшая протестантка, сейчас православная)? Если да, то в чем разница между поклонением и почитанием?
Примечание к вопросу. В Молитве Акафиста Иисусу Сладчайшему написано: «покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери» и «покланяюся преподобным Твоим». Но здесь, наверное, это слово употреблено в каком-то другом смысле, тем более что написано через «а». Вряд ли такое может быть, чтобы Церковь поклонялась даже преподобным, а не только почитала их.
Ольга
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Ольга!
Бывает, что некоторые термины используются как синонимы и из-за этого возникает некоторая путаница с их применением, поэтому я бы предложил определиться с тем, о чем говорится, так сказать, с основным вектором, а потом к нему добавить случаи синонимического употребления слов.
Вторая заповедь Декалога имеет в виду под поклонением — возложение надежд и служение:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20: 3 — 6).
В этом смысле поклоняться мы можем одному Богу. Именно факт служения, то есть посвящения всей жизни, возложение всего упования и понимается под термином поклонения Богу в смысле второй заповеди Декалога. И в этом смысле поклоняемся мы только Богу, а всех остальных святых и Матерь Божию почитаем.
А вот дальше начинается область применения синонимов, потому что иногда слова «почитание» и «поклонение» используют как синонимы. Чаще почитание — это чувство уважения, глубокого почтения, а поклонение становится формой его выражения: во исполнение заповеди о почитании родителей (Исх. 20:12) Иосиф поклонился Иакову (Быт. 48:12), (Исх. 18:7), Моисей — Иофору (Исх. 18:7). Поклонение, как форма выражения почитания, вполне возможна и для Божией Матери и для святых.
В статье священника Александра Пермякова о почитании и поклонении как форме почитания мы находим целый список случаев такого поклонения:
I. Праведники поклоняются:
- Авраам поклонялся сынам Хетовым (Быт. 23:7,12);
- Лот поклонялся Ангелам (Быт. 19:1);
- Иаков поклонялся своему старшему брату Исаву (Быт. 33:3);
- Иосиф поклонялся своему отцу Иакову (Быт. 48:12);
- Моисей поклонялся своему тестю Иофору (Исх. 18:7);
- Иисус Навин поклонялся Ангелу (Иис. Нав. 5:13-14) и ковчегу Завета (Иис. Нав. 7:6);
- Давид поклонялся царю Саулу (1Цар. 24:9), своему другу Ионафану (1Цар. 20:41) и Ангелу (1Пар. 21:16), а также писал в псалмах о поклонении храму (Пс. 5:8 / 98:5 / 137:2);
- пророк Нафан поклонялся Давиду (3Цар. 1:23);
- Соломон поклонялся своей матери Вирсавии (3Цар. 2:19).
II. Праведники принимают поклонение в свой адрес:
- Иаков принимал поклонение от своего сына Иосифа (Быт. 48:12);
- Иосиф принимал поклонение от своих братьев (Быт. 42:6 / 43:26 / 44:14);
- Давид принимал поклонение от Авигеи (1Цар. 25:23), посланника Саула (2Цар. 1:2), Мемфивосфея (2Цар. 9:6), Фекоитянки (2Цар. 14:4), Ахимааса (2Цар. 18:28), Семея (2Цар. 19:18), Орны (2Цар. 24:20 / 1Пар. 21:21), Вирсавии (3Цар. 1:16 / 1:31), пророка Нафана (3Цар. 1:23) и от общества Израилева (1Пар. 29:20);
- Соломон принимал поклонение от Адонии (3Цар. 1:53);
- пророк Илия принимал поклонение от Авдия (3Цар. 18:7);
- пророк Елисей принимал поклонение от сынов пророков (4Цар. 2:15) и от Сонаметянки (4Цар. 4:37);
- пророк Даниил принимал поклонение от царя Навуходоносора (Дан. 2:46).
III. Ангелы принимают поклонение себе:
- от Лота (Быт. 19:1);
- от Иисуса Навина (Иис. Нав. 5:13-14);
- от Маноя и его жены (Суд. 13:20);
- от Валаама (Чис. 22:31);
- от Давида и старейшин Израилевых (1Пар. 21:16).
IV. Пророчества о поклонении:
- (1) Исааку (Быт. 27:29);
- (2) Иосифу (Быт. 37:10);
- (3) Иуде (Быт. 49:8);
- (4) Ангелу Филадельфийской Церкви (Откр. 3:9).
Так что основное — это смысл, который мы вкладываем в то или иное слово. И если мы понимаем, что только Бог — податель жизни и всякого блага и онтологически не ставим вровень с Ним никого, то все правильно.