В чем разница между поклонением и почитанием? - Православный журнал «Фома»
В чем разница между поклонением и почитанием?
Икона "Спас Нерукотворный" для храма ВС России/Фото Олега Варова/foto.patriarchia.ru/https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-prazdnik-paskhi-khristovoy-v-khrame-khrista-spasitelya-v-moskve-2019-04-28/

В чем разница между поклонением и почитанием?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Правильно ли я понимаю, что Православная Церковь поклоняется только Богу, а Пресвятую Богородицу почитает (я — бывшая протестантка, сейчас православная)? Если да, то в чем разница между поклонением и почитанием?

Примечание к вопросу. В Молитве Акафиста Иисусу Сладчайшему написано: «покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери» и «покланяюся преподобным Твоим». Но здесь, наверное, это слово употреблено в каком-то другом смысле, тем более что написано через «а». Вряд ли такое может быть, чтобы Церковь поклонялась даже преподобным, а не только почитала их.

Ольга

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Ольга!

Бывает, что некоторые термины используются как синонимы и из-за этого возникает некоторая путаница с их применением, поэтому я бы предложил определиться с тем, о чем говорится, так сказать, с основным вектором, а потом к нему добавить случаи синонимического употребления слов.

Вторая заповедь Декалога имеет в виду под поклонением — возложение надежд и служение:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20: 3 — 6).

В этом смысле поклоняться мы можем одному Богу. Именно факт служения, то есть посвящения всей жизни, возложение всего упования и понимается под термином поклонения Богу в смысле второй заповеди Декалога. И в этом смысле поклоняемся мы только Богу, а всех остальных святых и Матерь Божию почитаем.

А вот дальше начинается область применения синонимов, потому что иногда слова «почитание» и «поклонение» используют как синонимы. Чаще почитание — это чувство уважения, глубокого почтения, а поклонение становится формой его выражения: во исполнение заповеди о почитании родителей (Исх. 20:12) Иосиф поклонился Иакову (Быт. 48:12), (Исх. 18:7), Моисей — Иофору (Исх. 18:7). Поклонение, как форма выражения почитания, вполне возможна и для Божией Матери и для святых.

В статье священника Александра Пермякова о почитании и поклонении как форме почитания мы находим целый список случаев такого поклонения:

I. Праведники поклоняются:

  1. Авраам поклонялся сынам Хетовым (Быт. 23:7,12);
  2. Лот поклонялся Ангелам (Быт. 19:1);
  3. Иаков поклонялся своему старшему брату Исаву (Быт. 33:3);
  4. Иосиф поклонялся своему отцу Иакову (Быт. 48:12);
  5. Моисей поклонялся своему тестю Иофору (Исх. 18:7);
  6. Иисус Навин поклонялся Ангелу (Иис. Нав. 5:13-14) и ковчегу Завета (Иис. Нав. 7:6);
  7. Давид поклонялся царю Саулу (1Цар. 24:9), своему другу Ионафану (1Цар. 20:41) и Ангелу (1Пар. 21:16), а также писал в псалмах о поклонении храму (Пс. 5:8 / 98:5 / 137:2);
  8. пророк Нафан поклонялся Давиду (3Цар. 1:23);
  9. Соломон поклонялся своей матери Вирсавии (3Цар. 2:19).

II. Праведники принимают поклонение в свой адрес:

  1. Иаков принимал поклонение от своего сына Иосифа (Быт. 48:12);
  2. Иосиф принимал поклонение от своих братьев (Быт. 42:6 / 43:26 / 44:14);
  3. Давид принимал поклонение от Авигеи (1Цар. 25:23), посланника Саула (2Цар. 1:2), Мемфивосфея (2Цар. 9:6), Фекоитянки (2Цар. 14:4), Ахимааса (2Цар. 18:28), Семея (2Цар. 19:18), Орны (2Цар. 24:20 / 1Пар. 21:21), Вирсавии (3Цар. 1:16 / 1:31), пророка Нафана (3Цар. 1:23) и от общества Израилева (1Пар. 29:20);
  4. Соломон принимал поклонение от Адонии (3Цар. 1:53);
  5. пророк Илия принимал поклонение от Авдия (3Цар. 18:7);
  6. пророк Елисей принимал поклонение от сынов пророков (4Цар. 2:15) и от Сонаметянки (4Цар. 4:37);
  7. пророк Даниил принимал поклонение от царя Навуходоносора (Дан. 2:46).

III. Ангелы принимают поклонение себе:

  1. от Лота (Быт. 19:1);
  2. от Иисуса Навина (Иис. Нав. 5:13-14);
  3. от Маноя и его жены (Суд. 13:20);
  4. от Валаама (Чис. 22:31);
  5. от Давида и старейшин Израилевых (1Пар. 21:16).

IV. Пророчества о поклонении:

  1. (1) Исааку (Быт. 27:29);
  2. (2) Иосифу (Быт. 37:10);
  3. (3) Иуде (Быт. 49:8);
  4. (4) Ангелу Филадельфийской Церкви (Откр. 3:9).

Так что основное — это смысл, который мы вкладываем в то или иное слово. И если мы понимаем, что только Бог — податель жизни и всякого блага и онтологически не ставим вровень с Ним никого, то все правильно.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    8 февраля 2023
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь