Провинциальный город, грязный кабак. Место не для философских бесед. Но именно здесь Иван, герой романа «Братья Карамазовы», зачитывает брату Алеше свою поэму. Пожалуй, поставь кто задачу отыскать небольшой текст, в котором была бы передана вся философия Достоевского, ему достаточно было бы просто взять «Поэму о великом инквизиторе». В ней — поиски писателем ответов на самые животрепещущие вопросы о Боге, свободе, счастье и страдании. Вместе с Никитой Сюндюковым ― философом, старшим преподавателем РАНХиГС, разберемся: в какие ловушки разума попадает великий инквизитор? И есть ли выход из этого тупика?
О чем поэма?
Севилья, Испания. XVI век.Страшное время инквизиции. Внезапно Христос снова приходит на землю. Он благословляет стремящийся к Нему народ и творит чудеса: исцеляет слепого старика, воскрешает девочку. Вдруг толпа замирает в гробовом молчании — появляется великий инквизитор, католический кардинал, заведующий делом борьбы за чистоту веры в стране. Кардинал приказывает стражам взять Спасителя и посадить в темницу. Там и происходит известный разговор.
Заметим: собеседник Христа — аскет. Инквизитор тоже был в пустыне, где питался акридами и кореньями. Он «благословлял свободу» и стремился стать избранным. Только пройдя через испытания, он выбрал свой путь. Но путь этот оказался… не со Христом.
Какая идеология у великого инквизитора
«Зачем же Ты пришел нам мешать?» — спрашивает Христа инквизитор. Он обвиняет Собеседника в том, что Тот хотел сделать людей свободными. Но человечество, уверен инквизитор, в этом не нуждается. Свобода выбора между добром и злом, по его мнению, не привилегия, а насмешка Бога и главный источник душевных мучений: свободный человек не может быть счастливым.
Люди страдают от свободы, потому что «малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики». Таких — большинство. Человеку нужна не свобода, а тот, перед кем он может преклониться в обмен на то, что ему дадут хлеба и успокоят совесть. Инквизиция готова принять всех слабых. Тех, которые «принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: “Лучше поработите нас, но накормите нас”».
Свобода ― трудный и одновременно самый желанный дар. Но является ли это поводом лишать свободы всякого, как хочет того великий инквизитор?
Получается, путь ко Христу через страдания доступен лишь избранным, кто может пренебречь «хлебом земным для небесного». Цель инквизиции — исправить идею Христа.
Проявить любовь к человечеству в этой исправленной идее — значит действовать, «смиренно сознав его бессилие, с любовию облегчив его ношу и разрешив слабосильной природе его хотя бы и грех». Только в этом случае возможно «помыслить в первый раз о счастии людей». Подчинение человечества необходимо ради его же блага.
Избранные станут земными царями. В их руках сосредоточится хлеб, который они будут раздавать. Тайна, которой все подчинятся. В их руках будут власть, авторитет и совесть людей. Все станут счастливы, потому что избавятся от мук свободного выбора. Страдать будут только управляющие, потому что понесут бремя свободы. Они же возьмут наказание за человечество перед Богом. За это их будут обожать и считать богами.
Однако власть инквизиции основана на лжи: «мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уж не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше страдание, ибо мы должны будем лгать». Власть, которую хотят захватить избранные, будет исходить от дьявола: «мы не с Тобой, а с ним, вот наша тайна!»
Чем заканчиваются рассуждения великого инквизитора? Кардинал напряженно ждет ответа Христа. Несмотря на то, что ранее он утверждал: неважно, что скажет Спаситель, — Он не имеет права ничего говорить. Учение сформировано, и Бог не нужен.
Что отвечает инквизитору Христос в поэме
На самом деле в момент разговора с Иисусом инквизитор находится в позиции ребенка. Ребенка, который поделился своими страданиями. Он мучается, потому что не может осмыслить и принять все противоречия мира. Кардинал ждет, чтобы его терзания были разрешены нравственным авторитетом, на который он ориентировался всю жизнь. Гневная отповедь, которую он устраивает Христу, — лишь детская обида. Какой же ответ дает Спаситель? Он целует великого инквизитора. Это значит, по идее автора поэмы, что его поступки и богохульство прощены.
В чем проблема великого инквизитора и его создателя, Ивана Карамазова
В том, что они пытаются разрешить фундаментальные противоречия человеческой жизни умом, а не сердцем. Они хотят, чтобы Божественный замысел уместился в пределы их мышления, стал полностью прозрачен и понятен. Они хотят домыслить реальность за Бога и устроить ее лучше, чем это сделал Бог. Им можно противопоставить библейского героя Иова. Такое имя носит главный персонаж ветхозаветной Книги Иова. Он — праведник, которому Бог посылает испытания: лишает богатства, детей, здоровья. Иов страдает, но не позволяет себе в этом страдании усомниться в Божественной мудрости и благости, которые бесконечно превосходят человеческое разумение. Его терпение вознаграждается.
Иван Карамазов не хочет повторять опыт Иова и смиряться перед Богом. Он бунтует и говорит, что Бог Сам дал право бунтовать. Тогда зачем Он отнимает право на бунт? Бог дал человеку разум, заложил в него стремление к высшему. При этом Божественное для него недостижимо.
Невозможность осмыслить жизнь только разумом вызывает протест Ивана против Бога. «Что это за насмешка надо мной?» — возмущается Иван. Он не понимает, что главный бунт человека должен быть направлен не против Бога, а против самого себя. Против автономии, эгоизма, желания подчинить все разуму.
Чем на идею Ивана отвечает Алеша
При «правильном» бунте — бунте против превозносящейся над людьми, миром и Богом самости — человеку откроется Правда Божия. На это указывает Алеша, слушая поэму Ивана. Он дает брату простой рецепт по преодолению противоречий, которые его мучают. Надо «прежде всего на свете жизнь полюбить». И тут Иван… не спорит. Наоборот, он соглашается и говорит, что любит жизнь. Правда, добавляет, что презирает в себе это карамазовское жизнелюбие. Сколько бы ученость и образованность ни говорили, что жизнь ― мерзость, проклятие, страдания, он любит жизнь вопреки всему.
Только если Иван стремление к жизни, горячую любовь к ней презирает, то Алеша считает, что в ней сокрыт источник соприкосновения с Богом. Для Ивана жизнелюбие сродни инстинкту насекомого. Это «подленькое» желание жить вопреки всему, вопреки страданиям собственным и нередко — за счет страданий чужих. Иван не знает иных максим жизни, кроме как «человек человеку волк». Вся жизнь построена на взаимном уничтожении, возвеличивании сильных и унижении слабых. А значит, любовь к жизни равна утверждению права сильных и жестоких на эту жизнь.
Иначе воспринимает любовь к жизни Алеша. Для него это проявление благодарности Богу за то, что Он сотворил мир и поместил человека в него. Это благодарность за красоту, которая продолжает сиять в мире, несмотря ни на что. В малых радостях жизни земной, таких как пир в Кане Галилейской, Алеша видит обетование иной жизни, жизни небесной.
Секрет принятия жизни во всей ее противоречивости, сложности и богатстве — первый шаг к примирению с Богом.
«А второй шаг?» — спрашивает Иван. «В том, что надо воскресить твоих мертвецов, которые, может быть, никогда и не умирали», ― отвечает Алеша. Он верит, что только вера в бессмертие может поддержать человека на его скорбном земном пути.
Великий инквизитор и Иван Карамазов утверждают, что страшный и жестокий мир невозможно принять и простить. Алеша возражает: Единственный, Кто может оправдать порядок этого мира, ― Иисус Христос. Тот, Кто добровольно пришел на землю, разделил с людьми страдания и показал, как надо нести крест.
«Нести свой крест» ― этот же путь, вспоминая слова Христа, наставник Алеши старец Зосима утверждает как путь спасения. Он говорит, что каждый «пред всеми людьми за всех и за вся виноват». Признает ли Иван эту вину за собой? Нет. Это лишь почва и материал для его спекуляций. Признает ли великий инквизитор за собой вину в том, что человечество слабовольно, слабосильно и тяготеет ко греху? Нет. Он отрицает вину и хочет так переустроить реальность, чтобы она была удобна для его разума.
Ответ Достоевского на проклятые вопросы Ивана Карамазова в том, что нужно любить жизнь и при этом ощущать свою вину за то, что она полна боли. Но, исходя из этой вины, не отрицать жизнь, а, наоборот, преображать себя и мир вокруг.
Текст подготовила Мария Ашихмина