Традиционно на иконе Успения Богородицы пишется сразу целый ряд лиц и сюжетов.
Центр образа – изображение ложа (одра), на котором лежит усопшая Божия Матерь, перед Ней фронтально пишется фигура Иисуса Христа, Который держит в Своих руках душу Богородицы. Душа Пречистой изображается в виде ребенка в белых пеленах.
По бокам от ложа, справа и слева, расположены плачущие жены и апостолы. На некоторых иконах рядом с ложем Богородицы также пишутся фигуры предстоящих пред Ней ангелов.
Справа от ложа (в ногах у Божией Матери) пишется святой апостол Павел, а слева (у изголовья) – святой Петр. Эти апостолы возглавляют всю группу людей, стоящих у одра Богородицы.
В верхней части образа еще раз изображены фигуры апостолов, которые восседают («путешествуют») на облаках. Также вверху находятся парящие в небесах ангелы. Все это символизирует Царство Небесное.
Вознесение Богородицы изображается в центре верхней части иконы Успения. Здесь Матерь Божия пишется в круге (по традиции – в голубом) Славы Божией ( Слава Божия – здесь: пламенный блеск; тот свет истины, который исходит от Бога, и в котором пребывают все святые.)
, который с двух сторон поддерживают летящие ангелы. Этот сюжет иконографии основан на отрывке из толкования праздника Успения святым Андреем Критским: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» (Пренебесная Дверь Божия – одно из наименований Божией Матери, как Той, от Которой родился Сын Божий Иисус Христос. Здесь также заложена мысль, что Богородица является образом Двери в Царство Небесное.).
Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.
На анонсе Успение Пресвятой Богородицы. Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311 гг