Унизили в храме. Будет ли польза, если смириться? - Православный журнал «Фома»
Унизили в храме. Будет ли польза, если смириться?
Фото Andrei Stan on Unsplash

Унизили в храме. Будет ли польза, если смириться?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

На Преображение были на службе в небольшом сельском храме, который посещаем летом в дачные выходные. После службы все шли ко кресту и священник кропил святой водой. Я пошла в числе последних и сказала батюшке, что приложиться не смогу, т.к. «женские дни» и попросила только окропить. Но священник сказал: «Ты что, в таком виде в храм пришла?» Я ответила утвердительно. Он сказал с возмущением, что нельзя и святой водой меня окропить нельзя и самое неприятное с какой-то брезгливостью: «пошла, пошла», то есть просто выгнал, при других людях. Я молча вышла из храма, муж не слышал, он шёл впереди, я ему ничего не сказала. Поскольку действительно превозносилась и укоряла себя в этом, стоя на службе, то говорила себе, что Господь смиряет таким образом.
Фактически, священник, который со мной грубо обошелся, унизил меня. Я это заслуживаю безусловно. Более того, я в очередной раз «возгордехся» и «развеличахся» как раз в этот день, укоряла себя за это и раскаивалась. Поэтому постаралась воспринять случившееся как от руки Божией. Но все равно обида есть. Зла не держу. Но общения с этим человеком больше не хочу иметь.
И смущение вот от чего: я читала у святых отцов, что, терпя болезненные уколы самолюбия, потихоньку смиряешься. А если я чувствую обиду, более того, считаю, что поступок действительно грубый, хотя в ответ промолчала, то с пользой ли я воспринимаю эту ситуацию? Но как совсем не чувствовать обиды? В этот храм ходить больше не хочу, в округе есть другой, слава Богу. Тут тоже стала думать, нужно ли преодолеть в себе это чувство и все-таки ходить? Как исполнить про другую щеку заповедь иначе? Или это другое? Но я не смогу с доверием исповедоваться больше этому отцу. Не могу разобраться внутренне в ситуации. Но обиды не держу. Просто больше нет доверия.
И, если человек был как бы орудием в руках Божиих, но я все равно не хочу его видеть, надо ли через это переступить и продолжать общение? Будет ли это выполнением заповеди о подставлении второй щеки?
Заранее спасибо за ответ.

Ольга

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Ольга, я бы вообще Вашу ситуацию отнес совершенно к другой категории, это совсем не про щеку.

Если говорить собственно о смирении, то вспомним, что смирение, по большому счету — это способность максимально, говоря современным языком, адекватно воспринимать происходящее вокруг и внутри тебя и реагировать на все это также максимально адекватно. Суть не в том, что человек просто терпит обиды и тренирует терпение в отрыве ото всего — нет. Суть в том, что, молясь, исповедуясь, приобщаясь к Телу и Крови Христовой, человек постепенно (а иногда и огромными шагами — как Бог даст и как сам человек может вместить), человек начинает понимать, что на самом деле важно, что нет, и видит, что во многих ситуациях действительно нет пользы во вспышках гнева и эмоций, а польза происходит от спокойного конструктивного анализа и обсуждения ситуации.

Что было бы адекватным в Вашем случае? Например, Вы отдыхаете на море или приехали в командировку в гостиницу с бассейном. Я не думаю, что, если все сотрудники или вся Ваша компания пойдет купаться на море или окунуться в бассейне, Вы будете шефу, или его заму, или коллеге по офису докладывать, что у Вас критические дни, поэтому Вы просто останетесь на берегу или посидите в шезлонге, верно? Вы вряд ли станете так делать, потому что такая декларация будет выглядеть неадекватно. Скорее всего, Вы просто посидите на берегу или у кромки бассейна, возможно, и вовсе не пойдете к воде, а останетесь в номере, в лобби отеля или пройдетесь по улице. Вот точно так же и здесь. Совершенно лишним было докладывать священнику о том, что у Вас критические дни. Я понимаю, что это священник, батюшка, да, но все-таки... Ну мужчина взрослый, рядом в очереди другие мужчины стоят, женщины, дети — зачем нужно говорить о своем состоянии? Это просто неуместно и не нужно. В принципе, критические дни не являются причиной для того, чтобы не идти в храм, уже много раз об этом писали. Если все в норме, Вы не можете причащаться в эти дни, но если ситуация критическая, то допустимо и причастие, «страха смертнаго ради». Все остальное можно делать совершенно спокойно, потому что во многом все эти запреты на посещение храма в таком состоянии связаны именно с гигиеной, а с этим сейчас, слава Богу, проблему у женщин нет, потому что все средства для того, чтобы в таком состоянии куда-то пойти, имеются. Все!

Если Вы воспитаны на приходе, в котором к пребыванию к храме в эти дни относились особенно строго — тогда для Вас более естественно и привычно в таком состоянии ко кресту не прикладываться, ладно. Но тогда незачем и подходить, как бы искушая себя или священника. Но если Вы воспитаны так, что приходите и подходите — тогда уж прикладывайтесь спокойно ко кресту и не переживайте.

Я предполагаю, что да, священник мог сказать Вам все это резко и грубо, но Вы представьте себя на его месте: все идет своим чередом и тут одна из женщин решает посвятить его в тонкости своей физиологии (при том, повторюсь, что прикладываться в таком состоянии на самом деле можно). Думаю, батюшка опешил от такого поворота и логично спросил, а если Вы так считаете, что Вам ничего нельзя — зачем тогда подошли-то? Ну проходите тогда, раз так, что ж с Вами еще делать-то... Но, может быть, священник разделяет Ваши страхи по поводу ритуальной нечистоты, может быть, даже в более категорической форме, может быть, он груб с прихожанами вообще. Тогда надо постараться простить нанесенную обиду, но до времени стараться близко с ним не общаться.

Так что думаю, дорогая Ольга, что польза для Вас от этой ситуации — в том, что Вы поймете теперь, что совершенно спокойно можно прикладываться, когда у Вас критические дни, но если лично для себя Вы считаете, что лучше не прикладываться, тогда не стоит и смущать других людей и себя, например, подходя ко кресту, но докладывая, что приложиться Вы не можете, вот и все.

Надеюсь, что после этого ответа и обида Ваша пройдет — просто представьте себя на месте священника и перенесите эту ситуацию на любую рабочую. Если Вам станет неловко и стыдно — не нужно. Ситуация вся понятна, думаю, что не только Вы с таким или с еще чем-то более ярким могли подойти к священнику, и за неделю все это забудется, потому что у священника столько всяких хлопот на приходе, что помнить о таких ситуациях ему незачем.

И, если этот храм, в котором Вы были на Преображение, Вам дорог, то и приходите спокойно помолиться в нем, а об этой ситуации можете со спокойным сердцем не вспоминать.

С Богом!



Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (25 голосов, средняя: 4,64 из 5)
    Загрузка...
    25 августа 2023
    Поделиться:

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Очередная автор обманывает себя. Автор. В Вашем случае речь идет вовсе не о смирении (в чем оно конкретно заключается в Вашем случае?), а о прощении. Вы сами молитесь же Господней молитвой, где просите Его простить Вас также, как и Вы прощаете других. Ну и как Вас надо прощать на данный момент?... Подходя к Чаше, Вы должны быть уже простить священику от всего сердца, как бы грубо он не отнесся к Вам тогда, а иначе Вы причаститесь себе в осуждение. Господь в Святом Евангелии несколько раз непререкаемо требует от нас прощения обид. Как же Вы собираетесь в будущем причащаться? И, как говорится, не дай..., но если завтра наступить Ваш конец - как же Вы предстанете непримеренной с обидчиком перед Ним? Не знаю, не знаю...

    • ...
      ...3 недели назадОтветить

      Мне кажется, что если доверяют священнику исповедь, то естественно, что могут упомянуть о чем-то гораздо менее смущающем - о физиологии. Поэтому для меня был очень познавательным ответ священника о том, что сообщение о физиологии может шокировать.

      Аналогия с начальником и пляжем мне кажется некорректной. Начальнику обычно не доверяют так, как священнику. Разве что и подчинённый, и начальник - священнослужители, и один принимал исповедь у другого. Но в таком случае ни один из них - не женщина, и пример всё равно не срабатывает.

      Так что, похоже, что для женщины естественное проявление доверия (ведь она исповедовалась этому священнику), то у мужчины может вызвать смущение. Как врачу мы предпочитаем не говорить о грехах, так и священнику, значит, не стоит говорить о физическом. Неожиданно - но будем знать. Спасибо.

    • Анна
      Анна3 недели назадОтветить

      Я бы, на вашем месте, не стала туда ходить еще раз. Может, этот священник реально какой-то психически больной человек. Кто его знает, что он еще выдаст? А если он на вас с кулаками набросится, то вы станете это терпеть, а потом скажите, что заслуживаете этого? Вы не сделали ничего плохого. Бог любит вас и хочет, чтобы вы себя любили и уважали!

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь