Реставраторы Центра монументальной живописи Новгородского музея-заповедника смогли собрать из фрагментов руинированных древних фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря часть изображения сцены «Колесование святого Великомученика Георгия Победоносца» – один из ключевых эпизодов жития святого.

Найденная специалистами сцена стала первым полностью узнаваемым эпизодом из житийного цикла, происходящего от первоначальной росписи Георгиевского собора около 1130 года, сообщили в пресс-службе Новгородского музея-заповедника.

Уникальный образ колесования Георгия Победоносца нашли среди фрагментов фресок новгородские реставраторы
Фото: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

«Особенно символично, что это событие произошло незадолго до праздника колесования Георгия, который Русская Православная Церковь отмечает 23 ноября», – сказано в сообщении.

Впервые достоверно опознать, а затем и собрать часть образа специалистам удалось среди сотен тысяч фрагментов руинированных древних фресок.

В частности, реставраторы составили элементы композиции: на колесе лежит обнаженное тело святого, к его ногам привязана веревка, за которую воин вертит колесо – вся композиция написана на ярко голубом фоне.

Уникальный образ колесования Георгия Победоносца нашли среди фрагментов фресок новгородские реставраторы
Фото: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Уже собранных фрагментов – частично восстановленной фигуры святого и фрагмента колеса – достаточно, чтобы реставраторы смогли определить сюжет и его место в цикле жития великомученика Георгия.

– Вот эта сцена – единственная, в которой нам все окончательно понятно. Если во многих случаях мы можем только предполагать, то здесь сомнений нет: это колесование, явная житийная композиция, – рассказала зав. Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамара Анисимова.

Еще несколько композиций жития Георгия сейчас начинают собираться, но находятся в самом начале работы и их сюжеты пока можно только предполагать. Датировка найденных фресок – около 1130 года.

Уникальный образ колесования Георгия Победоносца нашли среди фрагментов фресок новгородские реставраторы
Фото: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

В музее отметили, что если будет собрана полноценная композиция, ее смогут увидеть посетители – на специальных экспозициях или в церкви Георгия на Торгу, но пока сроки назвать невозможно.

Собор святого Георгия Юрьева монастыря – один из важнейших памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства. Он был заложен в 1119 году игуменом Кириаком вместе с князем Всеволодом Мстиславичем и построен мастером Петром.

Храм был украшен фресками уже в 1120-1130 годах. В XVII-XVIII веках часть фресок была поновлена, однако значительная часть оригинальной росписи сохранялась под слоем более поздней живописи вплоть до 1825 года. Тогда, при обновлении монастыря, древние фрески были сбиты, часть их пошла в подсыпку основания нового пола.

Уникальный образ колесования Георгия Победоносца нашли среди фрагментов фресок новгородские реставраторы
Фото: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Считалось, что древняя роспись храма утрачена, пока археологи в 1930-е, а затем – в 2013-2023 годах не вскрыли огромный пласт фрагментов XII века. Эти находки стали крупнейшей коллекцией ранней монументальной живописи Новгорода, позволяющей восстановить технологию и стиль византийского направления, принесенного древними мастерами.

Собрание фрагментов Георгиевского собора – это сотни тысяч обломков фресок, извлеченных из  археологических раскопов: часть – из подсыпки позднего пола, часть – снаружи, где их когда-то просто вынесли за пределы храма и разровняли.

Уникальный образ колесования Георгия Победоносца нашли среди фрагментов фресок новгородские реставраторы
Фото: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Как отметили в Новгородском музее-заповеднике, далеко не всю живопись удастся собрать, однако теперь у реставраторов появилась зацепка: среди множества фрагментов выявлено большое количество обломков с белыми буквами на синем фоне.

При прочтении отдельных слов надписей, стало понятно, что это аннотации к житийным сценам, сопровождавшим, по-видимому, ростовое изображение святого Георгия. Это позволило предположить, что в дьяконнике находились центральная ростовая фигура святого великомученика в окружении сцен его жития.

Читайте также:

«Самое большое археологическое открытие текущего столетия»: в Москве презентовали книгу по итогам изучения росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря

0
4
Сохранить
Поделиться: