В Эфиопию я попала полгода назад – в конце сентября 2019. Это была специально организованная поездка делегации церковных и светских СМИ в рамках развития отношений между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью.
Целью путешествия стало посещение мест и памятников, связанных с историей христианства, и знакомство с современной жизнью народов Эфиопии.
Русскую Православную Церковь в нашей делегации официально представлял секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).
«Удивительная Эфиопия» — именно так я решила назвать серию своих фоторепортажей. Потому что Эфиопия действительно удивляет. Первый выпуск этой серии — о городе Аксуме.
Аксум оставил у меня ощущение непреходящей радости, праздника и молитвы под ярким африканским солнцем во время многочасового богослужения. Мы приехали в Аксум в самый праздник Крестовоздвижения, а он у христиан Эфиопии один из главнейших, наряду с Пасхой и Рождеством.
Вся яркость, самобытность, живость, глубина веры хорошо видна в том, как эфиопы отмечают церковные праздники.
На мой личный взгляд, эфиопы очень и очень красивые. Невозможно было оторваться от их лиц: они удивительные — с тонкими чертами, многие с персидским разрезом глаз.
Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь является одной из традиционных Древневосточных (Дохалкидонских) Церквей и, как и другие Древневосточные Церкви, признает Три Вселенских собора.
Новый Завет и Евсевий Памфил сообщают, что христианство пришло в Эфиопию через апостола Филиппа, который обратил посланца царицы Кандакии (Деян 8:26–39). По преданиям же первым просветителем был Фрументий, который обратил в христианство императора Аксума. Сын императора Эзан в 330 году объявил христианство государственной религией.
С точки зрения иерархии и административного подчинения Эфиопская Церковь с самого начала была одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха. В 1959 году Эфиопская Церковь смогла стать полностью независимой от Коптской, а ее Предстоятель был возведен в сан Патриарха.
Перед заходом солнца в центре городской площади зажигают большой костер – по легенде во время поисков Креста Господня, дым от зажженного Святой Еленой костра помог найти место погребения Креста
Чтобы вы могли представить масштабы Эфиопского христианства: Абиссинская Церковь с паствой составляет около 60 млн человек и сохраняет свою самобытную традицию с апостольских времен.
Аксум для верующих — святой город и особое место паломничества. Самым известным памятником города являются Аксумские обелиски (IV в.). Предполагается, что их устанавливали на местах погребений.
В 1937 году 24-метровый 1700-летний Аксумский обелиск был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим. Этот обелиск считался одним из лучших инженерных достижений времен Аксумского царства. Вопреки рекомендации ООН (1947 год), Италия воспротивилась возвращению обелиска, что вызвало длительный дипломатический спор. Эфиопия считает обелиск национальным достоянием.
В апреле 2005 года Италия вернула обелиск в Аксум и оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов.
Местная легенда утверждает, что в городе жила сама Царица Савская — правительница из южных земель, которая, как сказано в Библии, приезжала к царю Соломону, беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце и, пораженная мудростью царя, преподнесла ему множество даров.
Постройка недалеко от города, считающаяся в Эфиопии ее дворцом, сохранилась в довольно приличном археологическом состоянии.
Редакция сердечно благодарит компанию Эфиопские Авиалинии за активное участие в организации поездки. все авиаперелеты и размещение в городах было осуществлено с их помощью.