2 марта 2023 года в рамках проекта «Подкаст.Лаб» на Первом канале вышла передача профессора МГИМО председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды «Собрались с мыслями».

Этот подкаст был посвящен теме «Зачем нужен университет?», а его гостями стали и.о. декана философского факультета МГУ Алексей Козырев и декан медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Егор Прохорчук, сообщает сайт Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Открывая передачу, Владимир Легойда рассказал случай из собственной практики, иллюстрирующий явление, когда студенты выбирают ВУЗ не из образовательных, учебных, или научных стремлений, а иных, отстраненных от знаний соображений. В связи с этим ведущий задал вопрос: чем же на самом деле является высшее образование?

Отвечая на вопрос, Алексей Козырев подчеркнул, что университет – это место, где дают не прикладные навыки, но представление о цели, смысле жизни человека и его деятельности.

– Если философ, физик, медик, математик не задает «предельные» вопросы, то он плохой выпускник университета, – сказал Алексей Козырев. – Он не только должен хорошо знать свою сферу знаний, но и задавать «предельные» вопросы: какое место моя наука имеет в системе наук, в универсуме человеческого знания? Готов ли я отдать свою жизнь ради истины? Или истина ситуационна, случайна, фрагментарна? Именно поэтому университет и есть вершина высшего образования. Это место, где человек становится в определенном смысле «идеалистом», руководимым высшими принципами.

Своего коллегу поддержал Егор Прохорчук, отметивший, что «университет – это про образ жизни, это онтология».

Декан медико-биологического факультета РНИМУ рассказал, что некоторые специалисты выделяют три типа ВУЗов: классические исследовательские университеты (англо-саксонская модель), профессиональные школы, институты (российско-германская модель) и т.н. «клановые», элитарные школы (наподобие Итонского колледжа).

При этом, добавил гость передачи, в советскую эпоху в нашей стране была практически доведена до идеала вторая модель, однако образовательная система не устояла.

– Сказалось отсутствие того, что должно быть в университете: видения мира, чувствования мира. Того чувства, которое должно прививаться системой, – пояснил Егор Прохорчук.

Развивая мысль, Владимир Легойда отметил, что сегодня идет глобальная борьба с оглуплением, борьба профессионального знания с дилетантским. В первом он выделил три принципиальных составляющих: определенность знаний, экспертный характер знаний; умение отличить псевдонауку от настоящей; комплексность знаний, как из гуманитарных, так и из технических областей вне зависимости от специализации.

В свою очередь, Егор Прохорчук отметил, что знания постоянно обновляются: появляется новое знание, устаревают прежние подходы. В университете должны учить отличать истинное знание от ложного.

– Недостаточно одного профессионализма, необходимо дать понимание жизни. Профессионализм – это необходимое условие, но недостаточное, – сказал представитель РНИМУ.

Ведущий и гости пришли к выводу о серьезной проблеме в образовательной области, связанной с отсутствием взаимного уважения между поколениями, в т.ч., как отметил Алексей Козырев, поколениями ученых.

Он добавил, что для успешного развития образовательной (и не только) сферы необходимо обрести порядочность в этих отношениях. Со своей стороны, Егор Прохорчук заметил, что фактически это связано с разрывом между стремлением большей части нашего общества к комфортной традиционной жизни и необходимостью прогресса, ритм которого большинству неудобен. В этой связи возникает прослойка общества, постоянно участвующая в «забеге» прогресса и пользующаяся поддержкой остального населения – профессиональная, научная, творческая. Университет здесь предстает мостом между традицией и прогрессом.

Также в ходе дискуссии ее участники обсудили глобальное падение ценности высшего образования. Алексей Козырев назвал это трендом на массовые университеты, который особенно развился на Западе, где бакалавриат выступает продолжением средней школы, при том, что элиты сохраняют доступ к качественному образованию в привилегированных учебных заведениях. По его мнению, подобный двойственный путь неэффективен.

В завершение беседы Владимир Легойда поблагодарил ее участников, отметив появление в ходе дискуссии новых тем для обсуждения и необходимость повторной беседы в подобном формате.

Все вышедшие выпуски подкаста смотрите здесь

0
0
Сохранить
Поделиться: