Вопрос читателя:
Здравствуйте. У мужа на стороне родился ребёнок, ему 8 месяцев, муж со мной. У нас 2 детей. Очень тяжело и мне и мужу. Он осознает все. Детей очень любит и знать, что по твоей вине там растет ребёнок без отца, ему тяжело. Недавно были в Серафимо-Дивеевском монастыре. Поговорили с батюшками, муж исповедался причастился. Но вот разговор с батюшками поставил нас в тупик. Они за то, что ребенку нужен отец. Я это понимаю, но как это возможно в нашем случае? Батюшка сказал, что встречи с ребёнком только со мной. Но ребёнку 8 месяцев, он еще мал и встречи эти только с его матерью. Я предложила помогать материально пока, без встреч. Постоянно подаю записки о нем, а вот как станет постарше, там можно и брать уже его гулять и к себе, если мать не против будет, такое мое видение ситуации. А вот батюшки по-другому говорят. Но как же сейчас общаться? И мужа опять, получается, толкать к этой женщине и ей это не на пользу, думаю, и мне тяжело. Зачем же такое советовать? Не шведская ж семья у нас. Муж после этих бесед в раздрае каком-то и я расстроена. Помогите, пожалуйста.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Сочувствую Вам, что приходится переживать столь непростую ситуацию! Но раз вы смогли сохранить семью, то следует отталкиваться именно от этого.
По поводу покаяния Вашего супруга, я так понимаю, говорить нечего: он и перед Богом принес покаяние, и перед Вами, иначе всё было бы совсем иначе. Не знаю, что случилось с Вашим супругом, что он вступил в половую связь на стороне, было ли это случайной изменой или же имело в той или иной степени периодический характер. Но этот вопрос надо обсуждать в личной беседе со священником.
Вы избрали, к сожалению, наихудший способ решать проблему духовного окормления. Зачем, скажите мне, ехать в ЖЕНСКИЙ (!) монастырь и обращаться там за советом к священнику, специализация которого — пастырское окормление монахинь? Почему многим кажется, что в монастырях находятся самые опытные во всех отношениях духовники? Думаю, что любой вчерашний студент семинарии, только что рукоположенный в священный сан, смог бы понять, что любые встречи Вашего супруга с ребенком опасны для вашего брака. Но, если они будут происходить в предложенном Вами формате, то есть мать ребенка разрешит забирать его на время свиданий, тогда можно еще как-то надеяться, что это не приведет к семейной катастрофе. Если же папа будет навещать ребенка в доме матери, тогда риск разрушения семьи не просто возможен, он — наиболее вероятный исход.
Вы очень великодушны, выразив желание оказывать материальную помощь ребенку. Не каждая женщина согласилась бы на такую жертву, да и не обязана жена лишать себя и своих детей даже малой толики семейного бюджета. Я приветствую Ваш жертвенный поступок. Но, жертвуя финансами, Вы не должны жертвовать семейным счастьем.
Итог моего совета таков: если можно обеспечить встречи Вашего мужа с его ребенком без всякого риска для семьи, тогда можно это допустить на определенном этапе взросления чада Вашего супруга. Если нет, тогда незачем двум другим, рожденным в законном браке детям находиться под дамокловым мечем остаться без отца, а Вам, поддавшись неблагоразумным советам монастырского духовенства, лишиться мужа. А оказывать помощь — да, всё же это ребенок Вашего мужа. Хотя той женщине, прежде чем вступать в половую связь с чужим мужем, стоило бы задуматься о будущем своего возможного ребенка. Да и, вообще, о своем поведении. А мужу - очень крепко подумать о последствиях измены.
А вот дальше скажу для Вас: в основном это ситуация, которую нужно решать не Вам - а Вашему мужу. И не Вам нужно мучительно думать, как бы и ребенка не обидеть, и семью сохранить, а в первую очередь Вашему мужу. Поэтому, конечно, Вы скажите ему Ваши соображения, а дальше уже пусть он молится, кается и выстраивает это сложное взаимодействие.
Храни Вас Господь!