М.: ЭКСМО, 2018. 

Сборник Владимира Легойды «Церковь, возвышающая голос» состоит из 18 статей, авторских «колонок», а также интервью, большей частью опубликованных ранее на сайтах, в газетах и журналах, в том числе на страницах «Фомы».

Тексты, вошедшие в книгу Владимира Легойды, так или иначе затрагивают множество разнообразных тем: интеллигенция наших дней, памятник князю Владимиру Святому, конформизм, аборты, положение на Украине, ереси, революция, фильм «Матильда», традиционализм и модернизм… Но по большому счету предмет, вокруг которого сгруппированы все высказывания автора книги, один: диалог Церкви с современным обществом.
На Церковь обрушиваются тысячи вопросов и укоризн: почему священники до сих пор не на баррикадах? Нет, почему епископы до сих пор не в составе правительства? Почему Церковь осуждает то-то? Нет, почему Церковь до сих пор до конца и последовательно не осудила то-то? Какая у Церкви позиция? И какая у Церкви политика?

И Владимир Легойда дает в своих текстах универсальный код для расшифровки генеральной позиции Церкви: она не может быть ни коммунистической, ни либеральной, ни анархистской, ни какого-либо другого политического «исповедания». Причина состоит в том, что Церковь вообще существует в ином социальном измерении: «К чему призвана Церковь Спасителем? В лице каждого отдельного человека и в лице церковных институций? — задается вопросом автор книги. — Прежде всего обращать Благую Весть к сердцу людей, наде­ясь на то, что преображенный верой человек преобразит и окружающий мир… У нас нет иного рецепта для государства и общества, чем тот, который оставил нам преподобный Серафим Саровский: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”… Думаю, если бы Серафим Саровский обратился с каким-либо общественным призывом, то за ним, быть может, пошло бы не меньше людей, чем за Лютером. Только последователи Лютера не создали ни идеальной Церкви, ни идеального государства, ни идеального общества, зато пролили много крови в религиозных войнах, навсегда расколовших духовное единство Европы».

Владимир Легойда дает читателям осознать, а больше — почувствовать: у Церкви есть свой, весьма далекий от политики камертон, с помощью которого она оценивает все, что происходит в мире. Это камертон евангельский, камертон Христова учения.

Нелепо навязывать Церкви общественное амплуа в духе «она за свободу» или «она против свободы», ведь Церковь всегда стояла за одну истинную разновидность свободы — свободу от греха. Точно так же Церковь — не враг государства, но и не раба его, ибо ее суть и задачи принципиально иные, более глубокие, нежели вся политика нашего мира.

Церковь, возвышающая голос

1
0
Сохранить
Поделиться: