
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим вопросы«Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении». А, ежели мирянин причащается на Литургии в субботу (в пятницу работает и на вечернюю службу не успевает), то причащаться ему нельзя? Получается, что причащаться можно только в воскресение? Это значит, что пост и в субботу? читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба – это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению – апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.
Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.
Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно – и многодневные церковные посты и регулярно причащаются – еженедельно – могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако – еще раз подчеркну! – это касается только тех случаев, когда человек – верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.
Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки - говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.
В целом здесь должна быть следующая зависимость – чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.
Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник – это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь документ «Об участии верных в Евхаристии» адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии – сердцевине духовной жизни, – и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии – общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.
Взавливаете на прихожан монашеские правила.Каноны раньше вычитывали только монахи с 7 века.оследование ко причастию появилось с 9 века у монахов,с 15 у мирян. С вашей строгость и последние прихожане разбегутся.
Судя по слову "вашей", Вы не знакомы с реальной практикой? Зачастую по благословению духовников причащаются многие, кто канонов не смог или не успел прочесть. Это не критический вопрос, из-за него как раз никто не разбегается. Намного больше проблем с тем, насколько мало способствует воцерковлению само устройство и дух современной городской жизни. Общество нацелено на совершенно иные ценности и задает другие приоритеты, ритм, распорядок жизни. Да еще и переполнено байками о церкви. Это намного более серьезные трудности для любого человека.
Зачем Вы врете в статье?? В документе как раз говорится что 3хдневный пост отменен, если человек ругулярно причащается. Я сама читала его
Евгения, а вы точно ее внимательно прочли? 😉 Именно об этом и говорится в статье.
πρωθιερεύς Σέργιος (И у вас тоже не понятно так надо держать пост накануне и в субботу тоже перед причастием 3 дня, или как правильно?
https://foma.ru/kak-gotovitsya-k-prichastiyu.html
Отец Сергий, а Вы сами как готовитесь к Таинству?
Это не совсем верно! А почему же священники сами не постятся на кануне совершения литургии, а верующим внушают поститься даже в субботу и вычитывать километровые изнурительные правила хотя священники сами их сокращают до зела после всенощной устраивают обильные ужины даже с выпивкой а на следующий день идут служить. Это что то какая то не стыковка если священники от мирян требуют поста перед причастием, то и они сами должны соблюдать пост. Апостол Павел пишет в послании 1 к Коринфяном глава 11 стих 34. А ЕСЛИ КТО ГОЛОДЕН ПУСТЬ ЕСТ ДОМА,ЧТОБЫ СОБИРАТЬСЯ ВАМ НЕ НА ОСУЖДЕНИЕ... Так что уважаемые собратья пора начинать с себя. Если в подготовке к причастию прописан накануне пост, то давайте придерживаться этого правила сами, а то говорим одно, а делаем другое.
Благодарю за разъяснение