Православная Церковь и традиционная русская культура сегодня, выражаясь современным языком, не в тренде. В тоже время, они устремлены в будущее и должны двигаться туда вместе, считают участники круглого стола, прошедшего 1 декабря в Подмосковье.
Круглый стол «Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге», посвященный проблемам взаимоотношения Церкви и современного искусства, а также подчас предвзятой подаче информации об их диалоге, прошел в Доме Правительства Московской области в Красногорске.
В ходе встречи, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда высказал мнение, что между Церковью и культурой нет никакого конфликта, в частности, его нет между Церковью и современным искусством.
По словам главы СИНФО, проблема в другом - «многие не готовы сегодня считать искусством, в первую очередь, то, что обычно получает название перфоманса и инсталляции».
- Современное искусство чрезвычайно важно, и Церковь никак не сторонится его, - сказал Владимир Легойда, подчеркнув, что в этом смысле и «Евангелие совсем не про прошлое».
- Евангелие не про то, каким человек был, и даже не про то, какой человек есть, все Евангелия про то, каким человек может стать. Поэтому Церковь исключительно устремлена в будущее, - сказал глава Синодального отдела.
В этом русле, по мнению Владимира Легойды, Церковь и современное искусство и могут находить точки соприкосновения.
Представитель Церкви отметил, что, в конечном счете, искусство определяется по принципу «талантливо - неталантливо», однако в любом случае, по его словам, необходимы «флажки», которые бы препятствовали проникновению в культуру откровенной безнравственности.
Точку зрения, что между Церковью и культурой нет никаких конфликтов, поддержал и пресс-секретарь Московской епархии, епископ Балашихинский Николай.
По словам владыки, свидетельством тому являются многочисленные совместные проекты, которых в одной только Московской области немало. Епископ привел в пример уникальный музей при одном из сельских храмов в Дмитровском районе.
Как считает владыка Николай, противостояние, которое, якобы существует между Церковью и культурой, «искусственное, а реальных причин для него нет».
Говоря о проблеме предвзятости ряда современных СМИ по отношению к Церкви, ведущий программы «Время» Виталий Елисеев выразил уверенность, что для качественной и, главное, объективной работы СМИ, важна их внутренняя самоцензура.
Приведя в пример недавние попытки некоторых средств массовой информации раздуть скандал вокруг участия Церкви в экспертизе предполагаемых царских останков, известный телеведущий сообщил, что только ясное освещение этих событий федеральными каналами помешало провокации.
- Вопрос самоцензуры СМИ здесь сыграл ключевую роль. Нас часто упрекали в том, что на телевидении есть цензура, так вот здесь мы акцентировали внимание на важности самоцензуры, - подчеркнул Виталий Елисеев.
- Очень важно для контакта со СМИ обращать внимание корреспондентов на анализ культуры через историю и анализ истории через культуру, - заявил, в свою очередь, зам. ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев).
По словам отца Павла, попытка реализовать этот принцип Церковь применила при организации ставших уже популярными выставок-форумов «Православная Русь», посвященных в разные годы династиям Рюриковичей, Романовых и истории ХХ века.
Искусствовед Инна Соловьева, говоря о современном искусстве, отметила, что его главная проблема – отсутствие профессионализма. В тоже время, по ее словам, в современном искусстве немало талантов, от которых нельзя отворачиваться.
Что касается нападок на Церковь, то, по словам Инны Соловьевой, это обусловлено тем, что Церковь «сегодня единственный институт морали и нравственности», который остался в обществе. Именно поэтому определенным силам выгодно его разрушить.
Искусствовед выразила уверенность, что и Церковь, и культура, в своем нравственном, просветительском служении, должны, в первую очередь, работать с детьми, возродив в них интерес к искусству. По ее словам, это «ежедневная и скрупулезная работа».
Интересную мысль высказал худрук театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман. По его словам, Церковь и театр, как и все традиционное искусство, сегодня не в тренде, а потому они должны быть вместе и вместе двигаться вперед.
О конкретных проектах, которые сегодня являются частью действительно истинной русской культуры, рассказали ее яркие представители – балерина, народная артистка России Илзе Лиепа, режиссер театра и продюсер, народный артист России Андрис Лиепа и режиссер, продюсер Игорь Угольников.
Так, Илзе Лиепа рассказала о целом ряде собственных проектов, направленных на развитие у детей творческих способностей и привития у них любви к настоящей русской культуре. Андрис Лиепа поделился историей возрождения знаменитых театральных «Русских сезонов», а также возвращения их в Россию, что стало огромным открытием, как для родителей, так и для детей.
Игорь Угольников рассказал об истории съемок своих эпических фильмов «Брестская крепость» и «Батальонъ». По его словам, такой подход – экранизация истории страны – является одним из определяющих в деле воспитания молодежи и развития у нее любви к родной культуре и истории.
Главный редактор радио "Вера" Илья Кузьменков, в свою очередь, отметил, что верующие люди тянутся к высокому искусству, и в этом смысле религия никак не противостоит культуре.
Резюмируя все сказанное, основатель фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков отметил, что и Церковь, и культура сегодня находятся только в начале совместного пути приобщения к настоящему искусству, так называемого, «креативного класса», появившегося в стране в 90-ые годы ХХ века.
Поэтому, по его словам, необходимо воцерковление тех людей, которые несут все новое и актуальное в культуру, которые говорят и творят от имени современного искусства.
Фото Владимира Ештокина