Если вы думаете, куда бы еще съездить с детьми, то отправляйтесь в Царское Село, в гости к Пушкину, чтобы узнать о том, как проходила учеба маленького Александра Сергеевича в лицее.
Если спросить детей, что они знают о Пушкине, обычно ребята вспоминают Царя Салтана, Золотую рыбку и, конечно, «кота на дубе том». Но зачастую о самом поэте от детей можно услышать только набившие оскомину фразы: «Великий», «Основоположник современного русского языка». А как можно по-настоящему прочувствовать поэзию, сопереживать героям прозы, если не понимаешь, что описанные переживания реальны, а автор был обычным человеком, когда-то — ребенком? Чтобы помочь детям в будущем «принять» своего Пушкина, именно в раннем возрасте лучше всего посетить те места, в которых формировалась его личность. И прежде всего, конечно, Царское село.
Нынешний город Пушкин, в прошлом Царское Село (и даже в 1918–1937 годах Детское Село) — то сказочное место, где зарождалась фантазия Александра Сергеевича, накапливались волшебные впечатления и формировались первые дружеские связи. Именно тут вырос и стал поэтом человек, подаривший нам самые поэтичные русские сказки.
Готовясь к поездке в Пушкин с тремя детьми разного возраста (6, 9 и 12 лет), мы первым долгом решили, что будем искать в парках те места, которые могут быть прототипами сказочных, описанных поэтом. Кроме того, нас очень заинтересовала Белая башня в Александровском парке, в которой росли и воспитывались царские дети. Со старшими мы запланировали посетить Лицей, поговорить о важности учебы и том, как хорошее образование и старательность порой очень помогают добиться успеха в жизни. Но обо всем по порядку!
Екатерининский дворец
Сколько бы у вас ни было времени, Екатерининский дворец стоит того, чтоб его посетить. Возможно, поэтому тут и самые длинные очереди. Так что, планируя свой день, для начала впишите туда посещение дворца. Купив билет, имейте в виду, что он действителен в течение часа.
Время работы:
- с июня по август — с 12:00 до 20:00
- с сентября по май — с 12:00 до 19:00
Помните, кассы закрываются на час раньше. Выходной день — вторник, а с октября по апрель — вторник и последний понедельник месяца.
Вот уже три столетия этот дворец — главная достопримечательность города. Парк лишь служит обрамлением для этого здания. Почти триста метров фасада украшают колонны, атланты и лепнина, а позолота придает блеск даже самому хмурому дню. Заложенный в 1717 году Петром для второй жены, еще при Екатерине I дворец много раз перестраивался и менял свой облик.
С конца 1748 года строительством дворца руководил обер-архитектор двора Ф. Б. Растрелли. Он активно использовал свой любимый небесно-голубой цвет, сочетая его с белым и золотым. В 1760–1770 годах, уже при Екатерине II, здание обретает более сдержанный вид: исчезают некоторые лепные украшения, краска кое-где сменяет позолоту, достраиваются новые интерьеры.
При Александре I появляются Парадный кабинет и Парадная лестница.
Во время Второй Мировой войны большинство внутренней отделки было уничтожено подошедшими к границам Ленинграда фашистами, повреждены были даже сами стены, а знаменитая Янтарная комната и вовсе пропала. Сейчас она восстановлена по старым рисункам и фотографиям, и ее можно увидеть во время экскурсии по залам. Конечно, питерцев не удивить дворцовыми интерьерами, но тут на самом деле очень и очень красиво, дети были в восторге.
Екатерининский парк
Выйдя из дворца, мы отправились осматривать первый из запланированных на сегодня двух парков. Прекрасный памятник садово-паркового искусства XVIII–XX веков теперь входит в целый комплекс Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Парк состоит из двух частей: регулярного Старого (Голландского) сада и пейзажного Английского парка. После основания Старого сада самим Петром I в 1720-х годах, именно голландские мастера распланировали его нынешний вид. Сад тогда разбивали перед будущей летней резиденцией царской семьи: Екатерининским дворцом. Позже сам сад расширили, достроили павильоны, заложили пруд. Уже в конце XVIII века появился комплекс Адмиралтейства, Верхняя и Нижняя ванны.
Вторая часть парка была детищем Екатерины II. Английский парк не просто был данью моде того времени, все в нем направлено на прославление величия императрицы: обелиски и колонны в честь побед, встречающиеся тут и там изображения покоренных народов, роскошные и дорогие мифологические элементы и скульптура.
Гуляя тут с детьми, можно проследить историю русско-турецких войн, поговорить о Российской империи и том, как все это великолепие могло повлиять на юного Александра Пушкина.
Парк полон мраморных статуй героев древних мифов в исполнении итальянских мастеров. Гордая амазонка, побеждающая льва, символизирует победу Российской империи над Швецией — не она ли вдохновила Пушкина на поэму об этой войне? Аллегорические статуи — Любовь к Родине, Мудрость, Мир и Великолепие — разве не возвращался к этим темам Пушкин вновь и вновь? А уж знаменитая девушка, разбившая кувшин…
Для совсем малышей парк будет просто прекрасным местом, полным цветущих аллей, хвойных деревьев-великанов, благоухающих кустов и тихих прудов. Белки, утки и даже лебеди — все как в сказках Пушкина!
В Екатерининском парке есть уникальные сооружения и исторические памятники на любой вкус. Когда после экскурсии мы спросили детей, что они запомнили, ребята, перебивая друг друга, стали выкрикивать: «Камеронова галерея!» «Верхняя ванна!» «Эрмитажная кухня!» «Павильон Эрмитаж!» А еще им запомнились Мраморный мост, Морейская колонна, Гранитная терраса, Грот, Холодная баня, Адмиралтейство и даже Чесменская колонна! У всего своя история, свой характер и неповторимый внешний вид: тут сочетаются архитектура мусульманских храмов и классическая итальянская постройка, военные и бытовые сооружения, есть даже намек на пирамиду! Такое разнообразие не может не понравиться ребятам любого возраста.
Вышли из Екатерининского парка мы около трех часов дня и тут же отправились со старшими (напоминаю, 9 и 12 лет) в музей, ради одного которого стоило сюда приехать: знаменитый Лицей, где, собственно, и вырос Александр Сергеевич.
Наверное, можно было и младшего туда взять, но он слегка подустал и отправился с папой есть мороженое в одном из ближайших кафе (которых вокруг входа в парк полно, на любой вкус и кошелек).
Лицей
Императорский Царскосельский лицей был основан по указу Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. В Лицее даже должны были воспитываться и Великие Князья, младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но из-за приближавшейся войны 1812 года этим задумкам не суждено было осуществиться (а кто знает, как изменилась бы судьба поэта, окажись будущий император Николай I его однокурсником?). Но благодаря этим планам архитектор Василий Стасов, в 1809–1811 годах перестраивая флигель и приспосабливая под учебное здание, соединил его аркой с крытым переходом с дворцом. Поначалу-то флигель строился архитектором Нееловым для внуков Екатерины II, стоял отдельно и назывался Великокняжеским.
Учебные планы были тщательно разработаны самим Сперанским, наставником царя Александра I, ведь из лицеистов, по задумке, должны были вырасти в будущем крупные государственные чиновники, образованные самым наилучшим образом. Обучение длилось шесть лет (младший и старший курсы по три года), программа включала в себя Закон Божий, этику, логику, правоведение, политическую экономию, российскую и всеобщую историю, физическую географию, риторику, русскую, латинскую, французскую и немецкую словесность и языки. А еще мальчиков учили фехтовать, ездить верхом, танцевать, рисовать и даже плавать… Кстати, Пушкин, как мы потом узнали, по танцам и фехтованию был едва ли не самым первым учеником, предпочитая их, что уж скрывать, физике и экономике. Впрочем, мы забегаем вперед!
Купив билеты, мы поднялись по расположенной в торце здания лестнице на третий этаж. И вот мы в Большом зале, с его расписанными под розовый мрамор стенами, где проходили экзамены и все лицейские торжественные мероприятия. Впрочем, в обычные дни, по воспоминаниям самих лицеистов, тут фехтовали, играли в мяч, танцевали и просто баловались.
Именно здесь 8 января 1815 года «Старик Державин нас заметил // И, в гроб сходя, благословил». Здесь же 9 июня 1817 года состоялся и первый Лицейский выпуск.
На столе, покрытом красным сукном, представлена дарованная Александром I Высочайшая грамота — манифест об учреждении Лицея и Устав.
В переходе, ведущем во дворец, в начале XIX века располагалась библиотека. Некоторые из книг в этих шкафах действительно помнят, как их касались руки Пушкина и его однокурсников. Рядом с библиотекой находилась Газетная комната. Современные дети с интересом разглядывают разложенные на столе карикатуры из рукописных лицейских журналов: «Мам, это они без компьютера рисовали? Сами, руками? Ох, и ничего ж себе!»
По другую сторону от Большого зала как раз расположен Класс рисования. Практически все лицеисты первого выпуска отлично умели рисовать. Нет, их не подбирали по этому признаку. Просто их хорошо учили!
«А домашние задания у них были?»
Были. Вот тут, в так называемой Длинной комнате, где сейчас лежат фехтовальные принадлежности, в начале девятнадцатого века стояли «конторки», за которыми юные лицеисты занимались подготовкой к урокам и другой самостоятельной работой.
Уроки же проходили вот тут, в Учебном классе.
Обычная, в общем-то, университетская аудитория, но когда представляешь, что вот именно здесь, в этих стенах рождались первые пушкинские стихи, на душе становится как-то торжественно, едва ли не более, чем в парадном зале. Тут, за этими столами, лицеисты постигали тонкости гуманитарных наук.
Рядом класс физики — Физический кабинет. Старые, даже, можно сказать, старинные приборы, коллекция минералов.
Здесь занимались физикой, астрономией, математикой. Причем, если первые три года это была в основном прикладная математика, грубо говоря — арифметика, то на четвертом-шестом году лицеистов обучали алгебре и тригонометрии.
«Мам, зачем поэту алгебра? Наверняка же никогда в жизни не пригодилась потом?!» Ну, скорее всего, напрямую не пригодилась, но многие лицеисты тепло вспоминали потом свой физический кабинет с его коллекцией приборов, огромным глобусом, электрофорной машиной. Да, в Лицее росли в основном будущие гуманитарии, но естественные и точные науки будили их воображение. Не случайно именно в этом кабинете сейчас расположен столик, на котором можно увидеть Таблицу успеваемости первого выпуска. Оценки в Лицее были такими: 1 – превосходно, 2 – очень хорошо, 3 – хорошо, 4 – посредственно, 0 – отсутствие знаний.
Пушкин был по успеваемости на 26-м месте из 29-ти, что несказанно радует многих посетителей-детей: «Уж если сам Пушкин плоховато учился…» Ну, правды ради, да, плоховато, хотя отличные оценки Пушкин все же имел: по французской риторике (он владел французским как родным, считается даже, что в детстве говорил только на нем, недаром и прозвище в Лицее имел «Француз»), по фехтованию и, что неудивительно, по русской словесности. На первом же месте — князь Горчаков, сплошные «единицы», как сейчас сказали бы — круглый отличник, он и после обучения преуспел больше других — стал министром иностранных дел и канцлером.
Певческий класс. Сейчас тут стоит старинный инструмент.
Лицеисты любили музыку, Яковлев и Кюхельбекер отлично играли на скрипке, Корсаков — на фортепьяно и гитаре, петь любили все. На стихи Пушкина еще в лицейские годы его товарищи писали собственную музыку, например романс «К живописцу» на музыку Яковлева, посвященный сестре их однокурсника Екатерине Бакуниной, был очень популярен.
Из учебных классов поднимаемся на четвертый этаж. Тут располагались жилые комнаты лицеистов, гувернеров и даже преподавателей. В 2011 году здесь открыли новый музейный интерьер, которого в советские годы не было — квартиру учителя рисования С. Г. Чирикова, отдавшего службе в Лицее больше сорока лет. Квартира расположена «в переходе» над библиотекой.
Но основную часть этажа занимает длинный коридор, по обе стороны которого располагаются комнаты лицеистов.
В общем-то весь этаж — это большая общая спальня, разделенная перегородками на маленькие комнатки, или «кельи», как называли их Пушкин и его друзья. Перегородки невысокие, вовсе не до потолка, и соседи по комнатам хорошо слышали друг друга. Таблички с именем и фамилией над дверями, крайне спартанская обстановка: железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.
Комната Ивана Пущина, номер 13, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Комната Пушкина по соседству, номер 14, их разделяла тонкая перегородка, и по ночам, когда все спали, мальчики часто переговаривались вполголоса.
Кстати, комната будущего великого поэта меньше других, из-за того, что сосед у него был лишь с одной стороны, а с другой — капитальная стенка. Если у Пущина, да и во всех остальных обычных комнатах между стенкой и окном, помещается конторка и стул, то у Пушкина — только конторка.
Знаменская церковь
А из окошек «келий», выходящих на правую сторону, в том числе из пушкинского окошка — вид на Знаменскую церковь.
Выйдя из Лицея и «подхватив» папу с младшим ребенком, мы отправились в сторону Александровского парка. Собственно, идти пришлось метров сто — под арку — и вот он, парк. Но сначала мы увидели воочию ту церковь, на которую юный Пушкин каждый день смотрел из своего окошка.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение», или просто Знаменская, как ее тут все называют — действующий православный храм, старейшее сооружение всего музейного ансамбля и, как говорят, первое каменное здание Царского Села. Она была построена в 1734–1747 годах, и с момента образования Царскосельского лицея всех его православных воспитанников водили сюда на службы.
Пушкин бывал тут и взрослым, приводил молодую жену, с которой жил в Царском Селе на даче летом и осенью 1831 года.
Здесь бывали Денис Давыдов, знаменитый историк Николай Карамзин, поэты Жуковский и Вяземский. Михаил Юрьевич Лермонтов, когда служил в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в предместье Царского Села, тоже сюда приходил. А в 1858 году концерты в Петербурге и в соседнем Павловске давал Иоганн Штраус. Короля вальса так поразил перезвон колоколов Знаменской церкви, что он пригласил храмового звонаря в свой оркестр для исполнения партии колоколов в оригинальной симфонической картине «Русская деревня».
Александровский парк
Оставив храм по правую руку, мы подошли ко входу в Александровский парк. В отличие от Екатерининского, в этот парк можно войти бесплатно. Входов, собственно, три, и два из них расположены в непосредственной близости от Лицея. Около первого нас поджидал сюрприз — для тех, кто устал или просто не любит ходить пешком, да еще хотел бы послушать экскурсию, тут стоит «машинка» на десяток посадочных мест.
За небольшие деньги вас провезут по всему парку и расскажут обо всех его достопримечательностях. Мы, правда, отправились пешком, но машинку эту встречали в парке потом несколько раз, пассажиры ее выглядели совершенно довольными.
Ну а наши дети на удивление не устали, поэтому мы прошли еще метров двести, обогнув Екатерининский дворец с тыла, и вошли в Александровский парк через центральный вход по Китайскому мостику.
Надо сразу признаться, что весь парк мы не обошли — слишком он большой. Мы сходили к Арсеналу, Ратной палате, Белой Башне, попили водички из родника и посмотрели на несколько беседок и мостиков.
Арсенал
Это здание, расположенное по центральной оси парка, восстановлено недавно. Еще несколько лет назад тут были руины, и родители, гуляющие по парку с детьми, запрещали своим отпрыскам забираться на развалины, опасаясь несчастных случаев. Теперь в Арсенал можно зайти безбоязненно, полюбоваться рыцарскими доспехами и красивым интерьером.
В Царскосельском музейном комплексе проходит множество программ именно для детей. И центр их —
Белая башня
Режим работы: со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00).
В стороне от главной оси пейзажной части Александровского парка расположен комплекс сооружений, напоминающий средневековый рыцарский замок. В него входят Ворота-руина — две башни с воротами между ними, сама Белая башня — высотой 37,8 метра, а также ров и вал с кирпичным бруствером.
Комплекс был сооружен в 1821–1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для детей императора Николая I великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, которые занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями. А на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца А. И. Зауервейда, который давал императорским детям уроки рисования и живописи.
Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта В. А. Жуковского, бывшего тогда воспитателем Наследника, рядом с Воротами-руиной возвели предмостное укрепление — земляную крепость.
Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты: на первом этаже столовая и буфетная, на втором гостиная, третий и четвертый этажи были отданы под кабинет и спальню, на пятом были гардеробная и библиотека. Завершался павильон открытой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на окрестности Царского Села.
Фасады башни украшают чугунные скульптуры, отлитые на Александровском заводе по моделям одного из представителей блестящей плеяды русских скульпторов первой половины XIX века В. И. Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва на террасе изготовлены по моделям К. Ландини.
В годы Великой Отечественной войны Белая башня подверглась почти полному разрушению: сохранилась лишь нижняя часть здания. Восстановление памятника началось в 1990-х, а с 2012 года здесь работает интерактивный центр музея-заповедника.
Интерактивные программы: «В гости к рыцарю», «Развитие приятных талантов», «По следам Айвенго», «В гостях у сказочной феи» и другие.
Обзорные экскурсии с выходом на смотровую площадку проводятся с 1 мая по 13 октября без предварительной записи.
А запись на программы по телефону: (812)466-80-12
Вот, к примеру, описание программы «Развитие приятных талантов»:
«Вас встретит в "Белой башне" императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Этот павильон Александровского парка был в свое время местом образования и воспитания их детей. В ходе программы дети узнают о жизни императорской четы, об отношениях между родителями и детьми, смогут проявить свои таланты в литературной викторине, танцевальном мастер-классе и выполнить свой рисунок в художественном ателье. Затем дети отправляются на «пир» в зале Рыцаря.
Длительность программы: 2 часа
И подобных программ тут множество, на любой возраст и вкус. Но записываться надо заранее.
Ну а наш путь лежал дальше, к Ратной палате.
Ратная палата
Автор проекта Государевой Ратной палаты в Царском Селе — Семен Юлианович Сидорчук, гражданский инженер и архитектор. Николай II планировал создать в этом здании музей, посвященный победам русской армии. Основание палаты было заложено в 1913 году. Еще в 1911 году Елена Андреевна Третьякова подарила царю большую коллекцию икон, живописи, различных документов, связанных с историей войн, старинного оружия. Елена Андреевна была вдовой Сергея Михайловича Третьякова, брата знаменитого создателя галереи в Москве. Николай II решил, что такая замечательная коллекция достойна собственного здания, где бы она и хранилась.
Но вскоре началась Первая мировая война, и планы царя изменились. В Государевой Ратной палате разместились портреты георгиевских кавалеров, было выставлено трофейное оружие. Эта экспозиция получила название Музея Великой войны.
После Февральской революции Временное правительство музей не закрыло, а только добавило к названию слово «Народный». Строительство палат было закончено, собрание музея расширено. Но после Октябрьской революции Первая мировая война стала называться империалистической, так что правительство большевиков не интересовала судьба собрания Ратной палаты. Части экспонатов повезло — их распределили по разным хранилищам, часть была просто ликвидирована или расхищена. С 1918 года музей считался официально закрытым.
Сами здания палаты передали в 1923 году Агрономическому институту. В них размещались ректорат, другие официальные органы, и в том числе проводились мероприятия для культурного развития студентов. Знаменитые тогдашние литераторы выступали на студенческих вечерах, например Есенин, Сологуб, позже Рождественский и многие другие.
Во время Великой Отечественной войны здания Ратной палаты сильно пострадали. Их отремонтировали, но реставрировать прежние украшения в интерьерах не стали. Здания были отданы под жилые дома, а потом под склады.
Наконец, в 2010 году, историческая справедливость была восстановлена. Ратная палата была передана Государственному музею-заповеднику «Царское Село». Решено было возродить и музей, посвященный Первой мировой войне. После утверждения проекта реставрации начались работы по возрождению шедевра архитектуры.
По сути музей создавался заново в том же ключе, в каком это было запланировано до обеих революций. Здесь собраны документы, фотографии, посвященные боям, оружие, предметы быта участников военных действий. На электронных стендах можно ознакомиться с историей Великой войны. Во дворе посетители музея могут увидеть как подлинные артиллерийские орудия 1910 года, так и копию броневика.
Таким образом, прошло сто лет, прежде чем в нашей стране вновь появился музей, посвященный Первой мировой войне.
Здесь и закончилась наша прогулка. Всем, вне зависимости от возраста, она очень понравилась: дети увидели, откуда берутся сказки, а взрослые приложили руку к тому, чтобы «младые годы» наших ребят стали чуть более сказочными сами по себе.
Советуем и вам пройти тем же маршрутом!
Как добраться
Как доехать до этих прекрасных мест? Из Санкт-Петербурга в Пушкин можно приехать как электричкой, так и автобусом или маршруткой.
Электричкой от Витебского вокзала, а еще лучше от платформы Купчино, вы доберетесь до вокзала города Пушкин. Оттуда до дворцов вас либо довезут многочисленные местные автобусы и маршрутные такси (номера 371, 377, 382), либо можно дойти пешком (дорога не займет более получаса, если, конечно, по пути вы не будете останавливаться для осмотра соборов, или ваши дети не захотят поиграть на попадающихся тут и там детских площадках).
Для тех, кто не хочет ехать электричкой:
из города от станции метро «Московская» в Пушкин идут маршрутки, причем маршруты 286, 287, 342, 347 и 545 привезут вас прямо к паркам и музеям. Обычный же городской автобус под номером 187 привезет вас к пушкинскому железнодорожному вокзалу, откуда — смотри выше...
От станции метро «Купчино» в Пушкин тоже можно добраться не только поездом, но и на маршрутных такси с номерами 545, 286, 287 и на 186-м автобусе.
Режимы работы паркового и музейного комплексов
Екатерининский парк открыт для посещения круглый год с семи утра, а закрывается в разное время года по-разному, когда в девять, а когда и в одиннадцать вечера. То есть, в парк вы точно успеете, а вот посещение музеев и дворцов лучше запланировать на «пораньше»: могут быть длинные очереди, да и работают музеи не так долго.
Учтите, что с мая по октябрь вход в этот парк платный, а за небольшую доплату вам предложат и экскурсии по нему, в том числе рассчитанные на детей разного возраста. А еще, например, в павильоне «Холодная баня»
С июня по сентябрь (включительно) по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00 проводятся интереснейшие занятия: при помощи мультимедийных технологий (интерактивный стол) юные посетители могут совершить путешествие на Урал, познакомиться с процессом добычи и обработки разных видов яшм, узнать об использовании этого минерала в интерьерах Агатовых комнат. Еще ребята (при желании — с помощью родителей) тут могут раскрасить гипсовые отливки — копии элементов декора павильона, собрать «каменный цветок» из кусочков яшмы.
Правда, попасть на детские программы в сезон не так просто, нужно предварительно записаться по телефонам: (812) 466-80-12; (812) 415-76-15.