Здравствуйте, это радио «Фома». Праздник Воскресения Христова - центральное событие в жизни каждого человека, который называет себя христианином. И нет ничего удивительного, что оно нашло отражение в совершенно разных сферах человеческой жизни, в том числе в искусстве. Нет, наверное, ни одного более-менее значимого художника, который бы Воскресение Христово как сюжет в своей живописи не затронул. Есть при этом полотна, которые считаются поворотными для истории искусства. Вот, например, полиптих «Воскресение Христово» в исполнении Тициана. Это 20-е годы XVI века. Действительно очень красивая работа, на которую, если смотришь, то первое, что бросается в глаза, - телесность. Это относится и к Спасителю, и к святому Севастиану, и к Пресвятой Богородице, и к Архангелу Гавриилу. Так Тициан увидел.
Почему именно это полотно стало одним из основных в истории живописи? Какую роль сыграло оно в жизни самого Тициана? Что собой представлял этот художник? Вот об этом сегодня будем говорить. У нас в гостях Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
- Здравствуйте!
- С чего начнем? Может быть, с самого Тициана? Что собой представлял этот человек?
- Думаю, да. Чтобы понять, что это за полиптих, а «Воскресение Христово» является в каком-то смысле ключевым и для самого Тициана, необходимо вспомнить его формирование как художника. Тициан родился, согласно одному из его биографов, Людовику Дольче, в 1488 году. Очевидно, это наиболее верная дата. Уже с девяти лет он стал обучаться живописи. Причем его талант был замечен очень известным художником Беллини. По характеру Тициан был немного замкнутым, неторопливым, рассудительным. Долгое время он находился в тени другого венецианского художника – Джордоне. Известный пример – когда они расписывали фресками Немецкое подворье в Венеции. К сожалению, их работы до нас не дошли из-за венецианского климата…
- Сырость, море, соль…
- Да-да. Через 20-30 лет от фресок уже ничего не осталось. Тем не менее, о них много писали. Джордоне дали расписывать фасад. А Тициан в буквальном смысле слова находился в тени, потому что он расписывал тыльную часть. Вообще этот момент – когда их сравнивали, ругали, сопоставляли, момент внутреннего соперничества – был для Тициана непростым. Надо сказать, по оценкам Вазари…
- Вазари – это биограф?
- Да, это биограф. Вазари не очень высоко ценил венецианскую школу. Он считал, что в Венеции очень мало живых образцов античности. Поэтому школу того же Беллини он считал сухой, вялой, ему не нравился их рисунок... Вообще, когда Вазари приехал в Венецию, его встретили очень холодно…
- Что вполне понятно после таких отзывов.
- Да, и уехал он оттуда чуть ли не под аплодисменты. Что же касается Тициана, то в его жизни перелом намечается, на мой взгляд, в 1510 году, когда он оставляет Венецию. К этому моменту он известный художник, но пока только в Венеции. И это время, когда страшная чума поразила город. Она унесла жизнь его друга и соперника Джордоне, вообще очень многих людей. Тициан и уехал-то из опасения за свою жизнь. Но его формирование как отчасти даже религиозного мыслителя началось в это время.
Вообще Тициан был прекрасно образован. Он был утонченным эстетом, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании. Отсюда – тонкость и психологическая точность его сюжетов, та самая глубина христианского содержания, которое наполняет прекрасную античную форму. Этим характеризуется эпоха Возрождения. Но у Тициана все это сочетается на совершенно уникальном уровне.
В 1510 году он расписывает в Падуе храм святого Антония, знаменитого покровителя города. Там же Тициан рассматривает известную часовню Скровеньи, расписанную Джотто, и в каком-то смысле даже полемизирует с ним, идет дальше в своей живописи. Именно там впервые появляется очень характерный для Тициана момент – повествовательность сюжета. Он не просто фиксирует какой-то момент, он рассказывает, разворачивает, приглашает зрителя к сопереживанию. Через пару лет он возвращается в Венецию уже совершенно другим человеком. Единодушно все искусствоведы признают именно эти годы началом его расцвета.
К 1520 году Тициан написал уже ряд очень известных работ. В том числе, «Распятие», где видно, что Христос – абсолютно один. Вот это одиночество умершего Бога просто потрясает. Сама природа противится этому: Источник жизни умирает. Вот эта удивительная работа имеет прямую параллель с той картиной, о которой мы с вами хотим поговорить.
- 1520 год, «Воскресение Христово», золотой век эпохи Возрождения…
- В это время Тициан уже действительно маэстро, мастер, который известен повсюду, Его знают императоры…
- А сколько ему лет в это время? Около сорока?
- Ему 32 года. Он приступает к этой работе, которая для него очень важна. Он, хорошо знакомый с образцами античности, с прекрасными скульптурами Микеланджело, с Флорентийской школой, пишет «Воскресение Христово». Здесь Христос изображен парящим. Если соотнести с «Распятием», где Господь совершенно один между небом и землей, то мы явно увидим параллель. На той работе природа протестует против этого ужаса, скорбит…
- «Колеблется земли уклад», как у Пастернака сказано…
- Совершенно верно. И в «Воскресении» Христос также между небом и землей, но креста уже нет. В Его руках развевается белый флаг, на котором изображен крест. И это уже не орудие ужасной казни, а символ победы жизни над смертью. Тело Христа прекрасно, совершенно. Мы помним, что в эпоху Возрождения всячески подчеркивается мысль, что будет воскресение всех не только душ, но и телес. Тициан пишет совершенное тело. Оно одухотворено победой над смертью, оно уже преодолело всё земное. Христос здесь ликует. И мы видим вдалеке природу, которая уже не скорбит. Это потрясающий пейзаж, восходящее солнце. В этом тоже проявляется повествовательность работ Тициана. И мы ощущаем, что вот еще немного – и будет рассвет, и остатки тьмы, ночи, сумерек, которые еще есть на картине, - они рассеются. Свет победит тьму.
Тициан очень ответственно подходил к своим работам. Про него рассказывали, что он, когда на него сходило вдохновение, начинал делать наброски, наносил первые мазки, а потом разворачивал полотно и какое-то время к нему не подходил. А потом разворачивал обратно и продолжал.
- Работа должна «настояться»…
- Да. В полиптих «Воскресение Христово» также помещен сюжет Благовещения, и это не случайно. Ведь Благовещение – это начало нашего спасения. И еще здесь есть очень почитаемый лично Тицианом святой мученик Севастиан.
- Кстати, почему его так особо выделяют?
- Дело в том, что житие святого Севастиана вообще очень глубоко переживается в западной традиции.
- Это тот святой, которого расстреляли стрелами, который после этого остался жив, его исцелили, и он после этого снова открыто исповедал себя христианином, и тогда его казнили, кажется, усекновением мечом, так?
- Да. Со святым Савастианом связан интересный момент. Вполне возможно, что этого человека лично знал император Константин. Ведь Севастиан возглавлял личную охрану императора Диоклетиана, был очень известным человеком. Он не просто римский легионер, он фактически начальник службы безопасности первого лица государства. И конечно, когда узнали, что такой человек – христианин, был большой скандал. Константин же, когда стал императором, лично распорядился, чтобы над могилой Севастиана возвели церковь. Знаменитые катакомбы Севастиана под Римом и храм, который над его мощами возведен, - все это благодаря Константину.
Святого Севастиана почитают и у нас, но на Западе сложилась какая-то особая традиция почитания. Очень многие художники писали сюжет о его мученичестве. Параллель понятная: Воскресение Христово порождает христианство, эта религия находит огромное количество последователей, люди готовы отдать за нее жизнь. Один из ярчайших примеров мученичества – святой Севастиан. Тициан считал этот сюжет одной из своих лучших работ. Причем есть предположение… У Микеланджело есть скульптурная работа, которая называется «Раб», где изображен человек со связанными руками. И некоторые искусствоведы считают, что Тициан взял ее за образец, когда писал Севастиана. Поза, фигура – действительно похожи.
Вообще, в чем революционность живописи Тициана? Мы уже говорили о повествовательности. Можно также отметить монументальность…
- А что это такое?
- У Тициана была мысль о том, что живопись – это королева всех искусств. Живопись может выражать свои мысли даже, так сказать, скульптурно. Вот творчество Тициана как раз очень скульптурно. Он часто берет то или иное скульптурное произведение и переносит его на картину.
Еще, конечно, все признают за Тицианом потрясающее чувство красок. Одна из самых известных его работ находится все в той же Венеции, в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Там изображена Божия Матерь, Которая возносится к Своему Сыну.
- И Она там в пурпурном облачении, совершенно не традиционном для Богородицы, ведь Ее цвета – синий, голубой.
- Да. Но вся эта картина настолько залита светом, настолько завораживает, когда на нее смотришь… Это действительно одна из вершин в живописи. И вопросов особо не возникает, почему облачения пурпурные: этот цвет очень логично вытекает из атмосферы полотна. Конечно, картину надо смотреть, а не словами описывать… Но вот эта игра света и тени для Тициана – принципиально важная вещь. Его работы буквально залиты светом, в отличие, как говорят, от «сумрачного» Тинторетто, другого великого венецианца.
Некоторые считают, что Тициан прожил более ста лет. Это была очень насыщенная, потрясающая жизнь. У Тициана сложились дружеские отношения с императором Карлом V. Он написал несколько его портретов. Один портрет, кстати, пропал на итальянской почте, представляете? Послали подарок императору, и он сгинул где-то.
Тициан много путешествовал. Был в Болонье на коронации императора, был в Риме, прожил там целый год и очень основательно изучил все, что связано с его наследием. Его пригласил туда знакомый венецианец, который был секретарем у папы Льва Х. То есть жизнь Тициана действительно была очень интересной. И надо сказать, что писал он почти до смертного часа. Говорят даже, что он умер во время работы, и у него из рук выпала кисть. Возможно, это легенда, но она как-то вполне соответствует его жизни. Логично предположить, что человек умирает так, как он жил. Тициан жил работой, своим творчеством прославляя Бога.