«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина

Сергей Пронин, документальный фотограф

Родился в 1991 г. в Москве. В 2014 г. окончил Московский авиационный институт по специальности «Информационные системы и технологии». С 2014 по 2017 гг. учился на богословском факультете на кафедре восточно-христианской филологии в ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). С 2015 г. работает фотографом и фоторедактором в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (в ПСТБИ учатся желающие принять священный сан). Выпускник школы современной фотографии «Докдокдок» (2019–2021) — курсы «Документальная фотографии и фотожурналистика» и «Постдокументальная фотография». Во время учебы на богословском факультете познакомился с будущей супругой. В семье трое детей: сыновья Афанасий и Августин (названы в честь богословов Афанасия Великого и Августина Блаженного) и дочка Ариадна.

Проект «Богословы» получил серебро на американском конкурсе College Photographer of the Year в номинации Domestic Picture Story в 2021 году, попал в шорт-лист Sony World Photography Awards Student Competition в 2022 году и получил отметку жюри (award of excellence) в конкурсе Pictures of the Year Asia 2022 в категории Cultural Practies.

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
Насельники лагеря богословского факультета в свободное время перед вечерней молитвой выходят в поле за палатками, чтобы поговорить по телефону со своими родными.

Серия «Богословы» была снята в июле 2021 года в летнем лагере богословского факультета ПСТГУ. Студенты 1–3 курсов, аспиранты и преподаватели живут вблизи Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской области. Участники лагеря по-новому знакомятся друг с другом, становятся единой общиной.

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
Тагир, студент первого курса кафедры философии и религиоведения

Жизнь в лагере соединяет теорию и практику богословия: лекции и занятия — с постоянной молитвой, послушаниями в монастыре и литургией. Лагерь как место приобщения к церковной жизни рождает понимание, что богослов — это не только тот, кто занимается богословием как наукой, богословие в первую очередь должно пронизывать всю жизнь.

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
Анастасия, студентка первого курса, теолог-систематик, приехала из Краснодара, дочь священника. Мария, студентка первого курса, филолог-классик, приехала из Удмуртии, мечтала стать актрисой, но поменяла решение и поступила на богословский факультет

Вольность художника — назвать богословами всех насельников лагеря. В православной традиции только три человека удостоились имени Богослов: апостол и евангелист Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. В этом проекте важен сам дух юношеской романтики, желание погружаться в древние тексты и дерзновение говорить о самом важном и тайном — о Боге и Божественном устроении.

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
В алтаре Иоанно-Богословского собора во время литургии. Насельники лагеря проводят службы отдельно от монахов. Юноши, которые собираются становиться священниками, проходят во время лагеря практику как алтарники

Как у многих героев моей серии, у меня был свой, особый первый лагерь в конце первого курса. Это в каком-то смысле странное для студента богословского факультета время: с одной стороны, этот период вынесен за рамки привычного в высшей школе учебного процесса, с другой — он является его кульминацией.

Для меня это был период воцерковления, личных открытий в культуре и даже русскую природу я по-настоящему открыл именно здесь. Я ездил в этот лагерь каждый год как университетский фотограф, но только на шестой раз я понял, что здесь можно снять большой проект про многое: и про православную молодежь, и про богословов и богословие, про Церковь и общину, про время и, наверное, про себя самого, несмотря на то, что фотограф всегда остается за кадром.

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
Вечернее правило в главной палатке. После молитвы совершается чин прощения. Каждый насельник, вне зависимости от своего статуса, просит у каждого прощения. Это древняя монастырская практика, переосмысленная в студенческом лагере

Самый последний день лагеря, когда разбирают палатки и поле пустеет, предваряет ночная литургия. В 2021 году, когда снимался этот проект, перед Причастием начальник лагеря, студент третьего курса, Николай Емельянов сказал проповедь, которая затрагивает самое важное, что дает это место, — идеал встречи жизни и богослужения. Словами этой проповеди мне бы хотелось открыть эту серию:

«Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать». Фотопроект Сергея Пронина
Протоиерей Николай Емельянов, проректор по учебной работе ПСТБИ, кандидат философских наук, со своим сыном Николаем, студентом третьего курса кафедры систематического богословия, начальником лагеря 2021 года

«Лагерь — это непрекращающаяся литургия. Он начинается литургией, он заканчивается литургией, но литургия не заканчивается. И возможно, кто-то сюда еще вернется, а кто-то не вернется никогда. Но вот этот месяц непрерывной Евхаристии — он всегда останется с нами. Вот совсем недавно на литургии мы читали Евангелие о путешествии в Эммаус. Два ученика путешествуют, им является Христос после Воскресения, они долго беседуют, но они Его не узнают. Всю дорогу они Его не узнают. Узнают они Его только тогда, когда Он вместе с ними останавливается и преломляет хлеб. Вот мы здесь в течении месяца жили в таком самом настоящем, единственно имеющем смысл общении — вот этом общении преломления хлеба. И теперь мы можем узнать друг друга. Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать. Узнать по-настоящему, узнать не глазами, узнать сердцем. Узнать в этом преломлении хлеба. Потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию».

0
1
Сохранить
Поделиться: