Сергей Пронин, документальный фотограф
Родился в 1991 г. в Москве. В 2014 г. окончил Московский авиационный институт по специальности «Информационные системы и технологии». С 2014 по 2017 гг. учился на богословском факультете на кафедре восточно-христианской филологии в ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). С 2015 г. работает фотографом и фоторедактором в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (в ПСТБИ учатся желающие принять священный сан). Выпускник школы современной фотографии «Докдокдок» (2019–2021) — курсы «Документальная фотографии и фотожурналистика» и «Постдокументальная фотография». Во время учебы на богословском факультете познакомился с будущей супругой. В семье трое детей: сыновья Афанасий и Августин (названы в честь богословов Афанасия Великого и Августина Блаженного) и дочка Ариадна.
Проект «Богословы» получил серебро на американском конкурсе College Photographer of the Year в номинации Domestic Picture Story в 2021 году, попал в шорт-лист Sony World Photography Awards Student Competition в 2022 году и получил отметку жюри (award of excellence) в конкурсе Pictures of the Year Asia 2022 в категории Cultural Practies.
Серия «Богословы» была снята в июле 2021 года в летнем лагере богословского факультета ПСТГУ. Студенты 1–3 курсов, аспиранты и преподаватели живут вблизи Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской области. Участники лагеря по-новому знакомятся друг с другом, становятся единой общиной.
Жизнь в лагере соединяет теорию и практику богословия: лекции и занятия — с постоянной молитвой, послушаниями в монастыре и литургией. Лагерь как место приобщения к церковной жизни рождает понимание, что богослов — это не только тот, кто занимается богословием как наукой, богословие в первую очередь должно пронизывать всю жизнь.
Вольность художника — назвать богословами всех насельников лагеря. В православной традиции только три человека удостоились имени Богослов: апостол и евангелист Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. В этом проекте важен сам дух юношеской романтики, желание погружаться в древние тексты и дерзновение говорить о самом важном и тайном — о Боге и Божественном устроении.
Как у многих героев моей серии, у меня был свой, особый первый лагерь в конце первого курса. Это в каком-то смысле странное для студента богословского факультета время: с одной стороны, этот период вынесен за рамки привычного в высшей школе учебного процесса, с другой — он является его кульминацией.
Для меня это был период воцерковления, личных открытий в культуре и даже русскую природу я по-настоящему открыл именно здесь. Я ездил в этот лагерь каждый год как университетский фотограф, но только на шестой раз я понял, что здесь можно снять большой проект про многое: и про православную молодежь, и про богословов и богословие, про Церковь и общину, про время и, наверное, про себя самого, несмотря на то, что фотограф всегда остается за кадром.
Самый последний день лагеря, когда разбирают палатки и поле пустеет, предваряет ночная литургия. В 2021 году, когда снимался этот проект, перед Причастием начальник лагеря, студент третьего курса, Николай Емельянов сказал проповедь, которая затрагивает самое важное, что дает это место, — идеал встречи жизни и богослужения. Словами этой проповеди мне бы хотелось открыть эту серию:
«Лагерь — это непрекращающаяся литургия. Он начинается литургией, он заканчивается литургией, но литургия не заканчивается. И возможно, кто-то сюда еще вернется, а кто-то не вернется никогда. Но вот этот месяц непрерывной Евхаристии — он всегда останется с нами. Вот совсем недавно на литургии мы читали Евангелие о путешествии в Эммаус. Два ученика путешествуют, им является Христос после Воскресения, они долго беседуют, но они Его не узнают. Всю дорогу они Его не узнают. Узнают они Его только тогда, когда Он вместе с ними останавливается и преломляет хлеб. Вот мы здесь в течении месяца жили в таком самом настоящем, единственно имеющем смысл общении — вот этом общении преломления хлеба. И теперь мы можем узнать друг друга. Теперь всегда, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать. Узнать по-настоящему, узнать не глазами, узнать сердцем. Узнать в этом преломлении хлеба. Потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию».