Богословское образование — разве оно не только для священнослужителей? Может ли оно пригодиться в обычной жизни? Да, богословские знания помогают находить общий язык и сближаться очень разным людям. Об этом рассказывает выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а ныне преподаватель Российского православного университета святого Иоанна Богослова, супруга священника и миссионер Анна Джурасс.

«Таксист заглушил радио и включил мне исламских проповедников»: супруга священника о том, как ей пригодилось богословское образование

Богословское образование сформировало всю мою жизнь. Я много лет преподаю в воскресных школах для взрослых; занимаюсь миссионерством, в том числе среди заключенных, военных, предпринимателей, веду евангельские группы. Мне очень интересно заниматься миссией в среде нецерковных людей, таких, которые никогда бы в Церковь сами не пошли, которым церковная жизнь кажется примитивной: бабушки, платочки… Такие люди для меня представляют наибольший интерес, и именно здесь богословское образование мне очень пригодилось. Больше всего, как ни странно, — догматика. Нецерковные люди с удовольствием пускаются в философские разговоры, размышления, у многих имеется и какой-то личный религиозный опыт, связанный с разными религиями, с поисками Истины. А догматика — это суммарный опыт святых отцов. Раз многие люди переживают подобное, значит, есть что-то или Кто-то, за этим опытом стоящий. Это многих убеждает.

Если бы христианство было какой-то малозначимой сектой, оно бы давно распалось и исчезло. Но оно существует 2000 лет — потому что этот мистический опыт и непосредственно связанное с этим опытом догматическое богословие передаются от одних людей к другим, и многие узнают в этом опыте то, что пережили сами. У многих произошла хотя бы раз в жизни встреча с Богом, и этот опыт подкреплен в христианстве догматическим богословием.

Но одних только богословских знаний, конечно, недостаточно. Чтобы найти с человеком общий язык, нужно сначала «опустошить его сосуд», а потом «наполнить» заново. Это начинается с того, что ты слушаешь человека внимательно и долго, задаешь вопросы, позволяешь человеку рассказать о своем внутреннем мире, о вере, о смыслах. А потом, в нужный момент, когда почувствуешь, что человек готов услышать тебя, можешь вставить свое слово и направить разговор в более глубокое русло. Слушание для меня, как для миссионера, — главный инструмент. И я точно знаю, что для каждого слова есть свой час, свое время. Надо заставить себя дождаться этого момента. Это такая своеобразная «философия рыбака», который сидит и ждет, пока поплавок дрогнет.

Из всей догматики я чаще всего обращаюсь к христологии и к вопросу о Церкви как богочеловеческом организме. К Церкви как социальному институту у нецерковных людей всегда очень много претензий, и я стараюсь переключить разговор на тему: Церковь как богочеловеческий организм — что это значит? Где она, что это такое? Что имеют в виду, когда говорят, что Церковь не в бревнах, а в ребрах? И обязательно говорю о Христе: кто Он был — просто пророк или все-таки больше, чем пророк? На эту тему у меня бывают интереснейшие беседы с мусульманами.

Недавно я ездила в этнографическую экспедицию в Калужскую область. На поезд я не успела, поэтому вызвала такси. По дороге мы с таксистом разговорились, и постепенно разговор перешел в религиозное русло: молодой человек оказался горячо верующим мусульманином. Пока мы ехали, он поставил мне своих любимых проповедников и был очень благодарен за то, что я проявила уважение к его вере. А потом начал сам задавать вопросы. И вот когда человек начинает спрашивать, тогда и наступает тот самый момент, когда можно аккуратно сказать о личном своем исповедании: почему я христианин, какой для меня главный довод. Это очень важный миссионерский момент: показать, что ты читал Коран, знаешь об исламе, относишься с уважением к мусульманам, но при этом остаешься христианином, значит, есть для тебя в христианстве что-то очень дорогое и важное.

Я никогда не ставлю целью своей миссии непременно привести человека в Церковь. Моя цель — оказать ему любовь и внимание, которые должны всегда исходить от человека, исповедующего христианство.

У меня есть знакомый мусульманин, египтянин, который закончил факультет религиоведения в Каире и наизусть знает Евангелие от Иоанна. Этот добрейший человек буквально излучает свет и пользуется заслуженно большим уважением среди окружающих людей. Он много раз предлагал мне: «Давайте почитаем Евангелие, и я вам покажу, где там ошибки, где неточный перевод, где позднейшие вставки — мы все это проходили в Каире!» Мы читали с ним Евангелие от Иоанна по-английски, и он даже плакал, так ему хотелось убедить меня в том, что христиане ошибаются. Любые дебаты здесь были бы бессмысленны. Но мой интерес к его взглядам и уважение к его вере сыграли, как мне кажется, важную роль в том, что он с ответным добросердечием расположился к христианам.

Еще мне запомнились несколько узбеков, которые выполняли кирпичные работы во дворе нашего дома. Как-то мы с ними разговорились, и оказалось, что один из них учитель, другой художник, третий историк. Когда речь зашла о религии, меня поразил их вопрос: «Расскажите нам, а чем православные отличаются от католиков?» Прошло буквально два дня — и ко мне пришел другой человек, крещеный, православный, русский, и спрашивает: «Скажите, а чем христианство от православия отличается?»

В мусульманских аулах, куда я время от времени совершаю этнографические экспедиции, работает та же миссионерская формула: когда ты относишься к людям с уважением, когда ты их расспрашиваешь, читаешь их литературу (я специально покупала местные самиздатовские книжки по исламу), то и они относятся к тебе с огромным уважением. Тамошние жители прозвали меня «жена священника», это особая почетная «должность»: богословски грамотная женщина. В Узбекистане невозможно представить себе, чтобы, например, празднуя чей-то день рождения, мужчины приглашали в свой круг женщин — жены в это время обычно уходят к соседкам. Но они приглашали меня, единственную из женщин, за стол, чтобы с подчеркнутым уважением поговорить о религиозных вопросах.

Еще раз повторю: я не ставлю целью сделать все возможное и невозможное, лишь бы втянуть человека в Церковь. Моя задача — очень деликатно вдохновить человека на поиск Христа, чтобы впоследствии он сам совершил свой нравственно-религиозный выбор. Конечно, без богословского образования вдохновлять было бы очень сложно. Но по-настоящему добрые плоды могут родиться, только когда ты соединяешь свои богословские знания с пониманием, что к людям необходимо относиться с любовью и уважением, что нет смысла что-то исповедовать вне контекста. Очень важно дождаться вопроса, а не навязывать человеку те знания, которые сам ты получил только потому, что искал их.

Подготовил диакон Игорь Цуканов

7
2
Сохранить
Поделиться: