Цель земной жизни – достичь правильного устроения человеческой личности. Душа – сосредоточие жизни человека, и жизнь тела, в свою очередь, – должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь.
Но чаще мы говорим о том, что оно мешает человеку, поскольку в нем проявляются многие страсти, препятствующие нормальной духовной жизни. Это действительно так, но лишь в том случае, если все жизненные силы направляются на служение телу, если телесные потребности и желания ставятся на первое место. Тогда человеческая природа искажается… В этом случае человек может больше заботиться о комфорте своего тела, чем, например, о взращивании в своей душе милосердия, любви, заботы о другом.
Иногда человеческое тело, несмотря на то, что оно подвержено многим страстям, тем не менее, служит неким буфером между душевным порывом, зародившимся желанием и его реализацией. Например, разгневавшийся человек хочет кого-то ударить – в душе он уже все решил, уже ударил и даже пережил связанные с этим эмоции... Но в реальности этого может и не произойти: подумать – еще не значит сделать. Тело дает человеку время подумать, соответствует ли его стремление христианским заповедям и стоит ли претворять его в жизнь. А вот после смерти, когда душа остается одна без тела, все ее чувства и мысли сразу становятся видны. И если человек на земле не добился правильного устроения души, если в нем господствовал грех – то, без сдерживавшего их тела, он сразу занимают доминирующее место.
Не случайно ведь самое главное учение о воспитании души основано на традиции христианской аскетики. Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе отражается в теле, а что происходит в теле отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела. И наоборот. Собственно здесь правомочны два «захода». Первый «заход» исходит от духовной стороны нашей природы. Это практика поста, сочетающего телесное воздержание с молитвой и добрыми делами. Второй «заход» естественно отталкивается от телесной стороны нашей природы. Это физический труд. Ведь недаром девизом монахов стал «ora et labora», что в переводе с латинского – молись и трудись. Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому.
К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудится физически: скорее упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Потому позиция тех, кто избирает спорт своей профессией, с точки зрения христианства вызывает много вопросов.
Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели – тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности. Например, командные виды спорта могут дать болельщикам наглядный пример взаимопомощи, а ведь это тоже своего рода проповедь любви к ближнему! Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды – они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы.
Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины. Обратите внимание: карьера профессионального спортсмена длится недолго: годам к тридцати во многих видах спорта уже невозможно стать победителем. И… человек остается не у дел. Конечно, многие идут на тренерскую работу, но это не всегда выход. Человек, который десять-пятнадцать лет человек занимался спортом, заботился только о физической форме и не уделял пристального внимания состоянию здоровья своей души, рискует стать духовным инвалидом.