Вопрос читателя:
Добрый день!
Договорились о крещении ребёнка. Сказали знать наизусть две молитвы — «Отче наш» и «Богородица, Дево», также почитать Символ веры, рассказать, о чем молитва. Все, конечно, выучили. Назначено было время 12:00. Ждали батюшку до 13:15.
Не предложив как-то присесть для общения, стал задавать вопросы: как часто вы ходите в церковь и причащаетесь? Мы нечасто ходим, и он очень грубо продолжил общение. Далее общался на повышенных тонах, бросал злой взгляд (таких священнослужителей никогда не видела). Видимо, человек не очень хорошо относится к грузинам (мой муж грузин), но непонятно почему, ведь мы все образованные люди, грамотно говорящие и т. д.
А на вопрос, что ребёнок ждёт так долго (нужно же спать уже — дневной сон у малышей вообще где-то в 12-13:00) , батюшка ответил: «Ну и что, меня все ждут». В итоге отказался крестить ребёнка.
Свидетелем была служительница храма, она долго перед нами извинялась, говорила: «Батюшка не прав». Как быть в этой ситуации?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Мне сложно ответить на Ваш вопрос конкретно, потому что надо бы поговорить лично. Безусловно, опаздывать — это очень нехорошо. И не объяснить, как быть дальше, это тоже плохо.
А теперь я Вам немного обрисую в целом ситуацию с Крещением, а далее Вы сделаете свои выводы, хорошо?
Насчет грузин, мне кажется, это Ваши домыслы: мы все совершенно спокойно относимся к разным национальностям, к тому же, грузины традиционно люди православные, так что, думаю, дело совсем не в Вашем муже. В чем же?
Я так понял, что Вы не то что ходите «нечасто», Вы в принципе люди невоцерковленные, потому что, если человек воцерковлен, ему не надо учить названные Вами молитвы и Символ веры он также знает наизусть и объяснить его смысл хотя бы в общих словах может. А Крещение знаете для чего нужно? Для того, чтобы человек, став членом Церкви Христовой, мог участвовать в церковной жизни, чтобы о нем можно было молиться на службе, чтобы он мог причащаться, когда подрастет — исповедоваться, то есть чтобы он мог пользоваться всеми теми дарами, что через Церковь людям дал Господь Бог, Творец этого мира. И приобщается человек к ним не просто так, но по мере взросления он занимается духовной жизнью, внутренним преобразованием себя таким образом, чтобы было возможно это получение Даров, в основе которого — соединение с Самим Богом. Как Вы понимаете, чтобы был возможен союз двух людей, дружба или брак, эти два человек должны быть родными по духу. И в случае с Богом то же самое: чтобы быть в дружбе с Богом, человек должен быть родным Ему по духу, то есть жить в мире, любви и так далее. Это очень сложно, потому что дьявол этому противится, и поэтому так много книг написано о духовной жизни — о том, как преобразовывать себя внутренне так, чтобы жить в согласии с Богом. Молитвы, таинства — это инструменты для того, чтобы таким образом преобразовывать себя. И Крещение — это ключ к этому пути и его начало (см. Как христиане объясняют необходимость крещения?).
Когда крестят взрослого человека, он сам несет ответственность за свой выбор и обсуждает все со священником. Когда крестят младенца, за него эту ответственность на себя принимает крестный, который одного пола с ребенком, и родители, потому что взрослые обязуются воспитывать ребенка в вере. Если оказывается так, что ни родители, ни крестные не являются церковными людьми, а крестят ребенка не для того, чтобы его поминать церковно и причащать, священник встает перед выбором, крестить или нет, потому что, если за Крещением не последует духовной жизни, оно будет фактически бессмысленным: ни проносить ребенка на причастие не будут, ни поминать на Проскомидии (см. Что такое записка «на проскомидию»?). В таких случаях возможен отказ в Крещении. Это очень грустно, но так бывает, и в этом есть своя логика.
Что касается опоздания священника, ответил он Вам, конечно, грубо, но, возможно, его позвали к умирающему человеку или пришлось принимать такую тяжелую исповедь, что он просто не мог ни приехать раньше, ни позвонить в храм и предупредить, что задержался. Сами понимаете: бывают такие моменты, когда нельзя прервать общение и позвонить или написать смс. К сожалению, бывают. И священники тоже люди и Один Бог знает, с чем столкнулся этот батюшка до того, как прийти к Вам на Крещение. Он не очень прав, конечно, в том, как все объяснил. Но я просто Вам хотел рассказать, какие обстоятельства могли у него быть.
Что теперь делать?
Я бы Вам посоветовал прочитать хотя бы текст о Крещении, на который я дал ссылку, и немного подумать о своей духовной жизни, об отношениях с Богом, о собственной духовной практике. Следующий вопрос — о том, для чего Вы крестите ребенка и как будете его приобщать ко храму. Далее я Вам советую поискать в храм, в котором есть катехизация (катехизические беседы) — просто или именно ко Крещению и походить на них самой или с мужем. Так Вы лучше поймете свою веру и осознаете, зачем Крещение. Также Вам самим надо исповедаться, причаститься и начать это делать примерно раз в месяц. Все это Вам с мужем даст осознанное представление о Крещении и некоторую подготовленность к совершению Таинства.
А дальше там, где Вы прошли беседы, или там, где Вы ходите и причащаетесь, Вы сможете договориться о Крещении ребенка уже со знакомым батюшкой.
Так что скорее читайте, узнавайте о беседах, приобщайтесь ко Храму всей семьей и крестите малыша!
А то, что случилось, предлагаю воспринять как искушение, из которого Вы сможете извлечь представление о том, что такое Крещение, зачем оно нужно и каковы Ваши отношения с Богом.
Помощи Божией Вам и супругу!