
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Господь со всеми верующими! У моей жены мама очень плохо себя чувствовала, жалуясь на сердце, не могла ни ходить, ни работу по дому делать. При обращении и в клинику, и потом в больницу была показана срочная операция, сказали, мама может умереть в любой день. Жена положила тещу на операцию, хотя та, как всегда, не хотела и, как всегда, говорила, что "само пройдёт" (она всегда так говорила и поступала и в других случаях с другими органами, пока её не прихватывало окончательно и не требовалось хирургическое вмешательство, так было неоднократно, но сердце - это другой вопрос и самый важный орган, к тому же, однозначная рекомендация врачей - срочная операция ). В общем, жена настояла. Операция прошла неудачно, из-за врачебной ошибки мама умерла. Священник, к которому жена ходит причащаться и на исповедь, обвинил её в смерти матери и даже отказал ей в причастии, сказав, что убийц не причащает. Представьте состояние моей жены, только что потерявшей свою мать из-за абсолютно благих побуждений. Вопросы. 1. Кто прав в данном случае - священник, обвинивший мирянина в убийстве своей матери или мирянин, желавший спасти мать от смерти? 2. Имел ли право священник отказывать мирянину в причастии на этом основании после совершённой исповеди? Буду благодарен за ответ, жена находится в ужасном моральном состоянии.
Игорь
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Уважаемый Игорь!
Мои соболезнования Вашей супруг и Вам.
И дай Бог сил супруге пережить сейчас этот тяжелый момент.
На мой взгляд, все было сделано правильно: мама заболела - обратились в больницу, врачи рекомендовали срочную операцию - операцию сделали. Было бы преступлением оставлять мать дома и отказываться от операции, когда врачи однозначно сказали, что операция нужна. Единственный возможный тут вариант действий - это уговаривать маму ложиться в больницу и делать операцию.
И потом, простите, Вы однозначно пишете о врачебной ошибке. За это отвечает операционная бригада и только она, ни в коем случае вина за смерть мамы не ложится на плечи жены! Это дикость какая-то - обвинять жену в том, что мама умерла из-за врачебной ошибки. И потом, где, как не у Господа, бедной женщине, потерявшей мать, искать утешение? Думаю, она и так себя "съела" внутри за то, что настояла на операции (но повторю, операция - это самое нормальное, что можно было выбрать во всей этой ситуации, это совершенно точно!), а тут еще и священник ее совершенно неправомерно назвал "убийцей". Ох, Господи! Прости ему то, что он сказал! В этой ситуации варианты (и шаги) вот какие: Вам прийти и поговорить со священником - не на исповеди, а "поймать" его после службы. Я очень надеюсь, что он не то что-то понял или услышал и - будем уповать на хорошее - теперь разберется, извинится и ситуация с причастием будет улажена. Если после разговора решить ситуацию не получится, тут вариантов два - идти в другой храм (если есть там, где Вы живете) или обращаться к священнику-благочинному, чтобы он разобрался в ситуации. Думаю, что уже на этом этапе все будет ясно и дальнейшие никакие шаги не потребуются.
Помоги Господь!
Игорь, вопрос задающий, вы сами-то как считаете, прав священник, нападая на вашу жену? Или готовы ее растоптать, если кто авторитетный, подпоёт священнику?
Братья и сестры, прошу учитывать, что мы все (в том числе, вероятно, и супруг) не знаем, что она сказала священнику на исповеди
Перед операцией мы все даем подписку о том , что мы добровольно ложимся на хирургическое лечение. И осознаем всю опасность операции. Потому что опасно все и наркоз из которого можно не выйти, или он может принести вред здоровью. И сама операция, которая может привести к смерти, естественно непреднамеренной.
Ситуация, когда все пострадали. Врач, своей ошибкой или халатностью убивший человека; мама Игоря, которая внезапно умерла; сам Игорь, потерявший маму; супруга его, обвинившая себя виновной в смерти мамы; священник, который не отпустил грех супруге Игоря, и тем самым не допустивший её до причастия.
Как то прочитал истоведь одного батюшки. Он за какой то незначительный проступок решил наказать мирянина и запретил тому причащаться какое то время. А тот буквально на следующий день умер. Этот батюшка себя обвиняет в смерти того человека, боясь что он попал в ад.
Храни нас всех Господь Бог.
Умер сын. Буквально через неделю услышала от батюшки о том, что в этом есть моя вина. Понимаете, это не нормально, так говорить. Мне жить с этим. Я дышать не могу. Я ищу свою вину. Я уже съела себя изнутри.
Бедная женщина! Надеюсь, Господь дарует ей покой и мир
Кто-нибудь эту информацию проверял или так, выкладывается любая фантазия?
Обсуждать абстрактного священника, это популярная русская забава?
Андрей, админам "Фомы" как минимум становится известен адрес электронной почты вопрошающего. Значит есть возможность уточнить, потребовать доказательств.
А ещё вопрошающие не подписывают соглашение на обработку и передачу персональных данных, так что закон запрещает кому-бы то ни было передавать адреса вопрошающих третьим лицам. Кроме того, любая проверка не целесообразна — рубрика «Вопросы священнику» это не суд, ни церковный и не светский. Здесь отвечают на вопросы, которые присылают читатели. Не более и не менее. Все, что выходит за рамки того, остается на совести приславшего вопрос. Странно, что это приходится проговаривать.
Я бы обратилась сразу к правящему архиерею. Священник уже высказал свое мнение недвусмысленно, дальнейшие ловления его за полу рясы/разговоры - это заувалированное моральное давление на него с целью принудить его изменить свое частное мнение пастыря. А мнение пастыря можно уважать, даже и не соглашаясь при этом. Потом - если оставить это как есть, гоняясь за ним по двору, то он и других несчастных, попавших в подобную ситуацию (врачи же эти криворукие никуда из города не делись? Наверняка оперируют дальше...), будет также добивать. Нет-нет, тут нужно срочное вмешательство-строгое внушение "сверхуровня".