Светлое пространство книжной иллюстрации

Выставка Евгения Подколзина

6 марта в Москве, в библиотеке им. Тургенева открылась выставка книжных иллюстраций Евгения Подколзина. Он немало поработал в качестве театрального художника-постановщика. Одна из самых известных его работ — сценография спектакля «Багровый остров» режиссёра Бориса Тудакова. Театральная деятельность и увлечение искусством русского авангарда (в частности Малевичем, Шагалом, Ларионовым) с одной стороны, обращение к духовным основам и истокам, народному творчеству, с другой, создали  неповторимый стиль художника.

Светлое пространство книжной иллюстрации

Евгений Подколзин. Фото Николая Галкина. 

Сочетание динамики театрального действия и приёмов иконописи сразу захватывает внимание. На выставке нет «проходных» картин: зрителю передаётся состояние «продуктивной задумчивости», радости созерцания и озарения. Иллюстрации дарят удивительный внутренний свет, так созвучный  православному мироощущению. Писатель Юрий Нечипоренко на открытии говорил о сходстве ощущения от рисунков Подколзина и фресок храма Ильи Пророка в Ярославле — жемчужины русского искусства. Выставка, открытая накануне Великого поста, словно подготавливает к событию такой духовной радости.

Светлое пространство книжной иллюстрации

Преподобный Серафим

Иллюстрации к детским книгам по Священной истории, вышедшим в издательстве «Никея», к житийной литературе передают знакомые события и ситуации словно в обновлённом виде. На открытии выставки Валерий Васильев, заслуженный художник России, отметил смелость подобного авторского подхода и риск в поиске новаторских решений. Но именно смелость и риск придают книжным иллюстрациям статус самостоятельного произведения искусства и реализуют авторское мировосприятие, выражающееся в убеждении, что «в детской книге необходимо влияние тенденций, характерных для современного искусства. Меняется мир, и меняется пластическое его восприятие как взрослыми, так и детьми».

Важно и своевременно такое иллюстративное обновление  в изданиях православной христианской литературы. Меняющийся опыт человеческого восприятия, отраженный в культуре, каждый раз словно заново встречается с евангельскими истинами и христианскими откровениями. Их отображение становится иным, обогащенным нюансами художественного переживания.

Мягкий внутренний свет, присущий картинам, позволяет понять, что для каждого образа словно сохранено свое смысловое пространство, зрителю и читателю предоставлена возможность вновь обратиться к «сакральному диалогу», увидеть божественное в земном, сотворенном. «В рисунках этих живет некая сновидческая правда. То, что было тебе известно давно, от рождения, да потом стерлось, позабылось. А сейчас вдруг вновь осенило», — так отозвался о произведениях Евгения Подколзина писатель Александр Дорофеев.

Светлое пространство книжной иллюстрации



Преподобный Серафим

В цикле иллюстраций к былинам эмоциональная выразительность картин отсылает нас к изобразительным интуициям Гончаровой, Лентулова и Чюрлёниса. Эти художники формировали своё отношение к меняющейся реальности. Рефлексия, описывающая космогонию смысла или тектонические сломы художественного пространства, с успехом применима в передаче духовного движения современности.

Удачно проиллюстрированы художником книги «Ярмарочный мальчик» и «Помощник царям» Юрия Нечипоренко. Величественные образы, ключевые моменты русской истории, не теряя своей масштабности, обретают камерное звучание в книге. Свободный рисунок и иллюстративная графика, продолжающая традиции Владимира Конашевича и Евгения Чарушина, передают серьёзность, сосредоточенность и тихую радость творчества. И ребёнок, и взрослый, погружающиеся в мир этих книг, надёжно защищены от суетности мира благодаря цветовому решению и особенностям рисунка.

Продолжением сотрудничества Евгения Подколзина с детскими изданиями стало оформление книг из серии «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК». Рисунки, сопровождающие книгу Ксении Драгунской «Мужское воспитание», и шутливы, и дерзки, и мечтательны одновременно. Порой они напоминают рисунки на полях записной книжки, порой становятся похожи на роспись русской лаковой миниатюры, берущей своё начало в лубке. «Мир глазами ребёнка» и «мир глазами взрослого» встречаются в иллюстрациях естественным образом, органично переходя один в другой. Именно такой подход соответствует основной идее этой книжной серии: и тексты и иллюстрации адресованы и взрослому и ребёнку.

Открытие выставки переросло в праздник хорошей книги и умной иллюстрации. Оно само  напоминало прекрасную живую картину, где выделялась фигура художника, застывшего посреди зала с лиловым гиацинтом в руках, издателя рядом с книгами в витрине, составляющими огромную красочную мозаику, писателей, объединивших присутствующих и идеями, и словом. Этим вечером в библиотеке-читальне им. Тургенева лица были открытыми к общению, угощение — самым вкусным, а цвета и линии самыми необычными и точными.

Светлое пространство книжной иллюстрации


Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
 
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации
 
Светлое пространство книжной иллюстрации
Светлое пространство книжной иллюстрации

Выставка продлится до 22 марта по адресу: Москва, Бобров пер., д. 6. 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *