На протяжении недели воскресший Христос несколько раз являлся Своим ученикам, прежде чем все они действительно уверились в произошедшем. Последним эпизодом в этой череде явлений стала встреча Спасителя с апостолом Фомой, который сомневался в Воскресении Господа дольше всех. По имени апостола Фомы первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым.
Фома не был свидетелем первой встречи апостолов с воскресшим Спасителем, а потому не поверил в случившееся. «Не поверю, пока не увижу Его и Его ран, не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его», — заявил он. Господь исполнил его просьбу, придя к ученикам еще раз, дабы продемонстрировать Фоме свои раны.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
Алексей Плещеев
Почему Спаситель приходит к Фоме, а не к тем, кто распял Его, кто так же, как Фома, не верил в Его предстоящее торжество? Почему Он открылся немногим, а не пошел на городскую площадь, не объявил о случившемся в Храме? Чтобы понять это, зададим другой вопрос: а что мы знаем об апостоле Фоме, удостоившемся милости, которой не получила остальная Иудея?
Евангелие говорит о нем как о решительном и горячем человеке. Услышав в свое время слова Иисуса о предстоящем распятии, он, в отличие от других, не стал отговаривать Его идти в Иерусалим, а воскликнул: «Пойдем и мы умрем вместе с Ним!»
Видимо, не совладав со своими чувствами, после распятия он не остался с остальными учениками, и поэтому, когда воскресший Христос впервые явился им, Фомы среди них не было. А потом, когда ему рассказали о случившемся, он отреагировал так, как сделал бы это любой другой человек: «Не может быть, вам показалось, вы хотите таким странным образом успокоить меня. Не поверю, пока не увижу». И вот, подумать только, ради него одного Господь приходит еще раз. Он Сам показывает Фоме Свои раны и разрешает ему осязать их, Сам возвращает назад своего ученика. Апостол Фома подтверждает: для человека, желающего поверить, но не имеющего для этого внутренних сил, дорога в Церковь тем не менее не закрыта.
Уверение Фомы подобно спасению его от смерти. Отпавший от своих братьев, потерявший надежду, но страстно желавший ее обрести, он хотел верить и не мог. Иудейские же начальники, напротив, — верили вопреки своему желанию. Они не нуждались в уверении, прекрасно сознавая, что они сделали, иначе зачем заставлять врать стражу, стоявшую у Гроба Господня?
Другие же не верят, но их неверие столь сильно, что они не изменили бы мнения и увидев воскресешего Христа. Даже коснувшись Его ран, убедившись в том, что это действительно Он, люди эти нашли бы происходящему объяснение, так же, как прежде находили объяснения всем Его чудесам.
История Фомы — история человека, стремящегося к Богу, противопоставленная тем, кто идет в обратную сторону, или тем, кто стоит на месте. Именно он получает великую милость от Господа.