Вопрос читателя:
Здравствуйте, существуют ли какие-то препятствия к хиротесии по аналогии с тем, что оные есть для хиротонии?
Ярослав
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Ярослав! При хиротесии человек входит в клир храма, становится клириком (об иерархии в Церкви можете посмотреть материалы:
Кто такой пономарь?
Иерархия в Православной Церкви + инфографика в PDF
Чем церковнослужители отличаются от священнослужителей?
В 8-м правиле Карфагенского собора читаем следующее:
«При поставлении чтеца, епископ должен возвестить народу о его поведении, способностях и верности. После того епископ пред народом дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками Слова Божия» (около 398 г).
Какое же поведение должно быть у кандидата на хиротесию? Об этом нам говорят Правила Святых Апостолов и Вселенских Соборов. Чтецу, как, впрочем, и всякому рядовому православному христианину, не позволяется
- нарушать посты (Ап. 69),
- предаваться азартной «игре и пьянству» (Ап. 43),
- посещать зрелища (24 Трул.),
- участвовать в празднествах с языческими обрядами и в маскарадах (62 Трул.),
- устраивать пиршества (55 Лаод.),
- мыться в бане вместе с женщинами (77 Трул.).
Как церковному клирику, чтецу не позволяется:
- поднимать руку на человека (Ап. 27),
- посещать корчемницы (Ап. 54),
- «брати себе в жену иноверную» (IV Всел. 14),
- занимать общественные, государственные и военные должности (Ап. 6, 8; Двукр. 11),
- заниматься ростовщичеством (4 Лаод.) и торговлей (8 Карф.),
- иметь дело с пролитием крови, даже животной (например, заниматься врачебной практикой, хирургией или охотой на животных) (Ном. стр. 132).
Чтецов, соблудивших или нарушивших супружескую верность, равно как и женившихся второй раз, лишают сана, хотя не отлучают от общения (3 Трул.; 69 Вас. Вел.). Если же жена клирика окажется неверной, то ему предписывается развестись с нею или перестать служить (8 Неокес).
Касательно внешнего облика чтеца, необходимо учесть то, что гласит 27-е правило VI-го Вселенского Собора: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире».
Другое правило (VII Всел. пр. 14), гласящее о поставлении чтецов, так толкуется Вальсамоном: «Кто облекся в черную одежду с целью вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу». В Русской Православной Церкви такой черной одеждой для чтеца является подрясник, который, в идеале, требуется носить «непрестанно».
Духовный смысл, который являет собою это непрестанное ношение подрясника, есть тот, что человек, ставший чтецом, пребывает таковым не только внутри храма, но и за его оградой. Будучи начатком священства, сан чтеца есть не профессия, которую при нужде можно с себя сложить и уйти на покой. Это есть служба, служба Богу, на которую человек приходит добровольно, но уже никогда ее не оставляет, подвизаясь в ней до скончания своих дней.
Кроме исполнения практических обязанностей за богослужением, от чтеца также требуется «непорочное жительство», «целомудренное, святое и праведное» житие, ежедневное поучение в Божественных писаниях и вообще нравственная чистота (как это указывается в вышеприведенных молитвах чина на поставление чтеца и певца), ибо он был посвящен Богу, принял начаток священства и получил доступ к алтарю, в который еще со времен Ветхого Завета не позволялось вносить ничего оскверненного. Сам стихарь, надеваемый на чтеца во время посвящения и носимый им при чтении и пении в храме, является символом чистоты души.
Храни Вас Господь!