Как научить своего ребенка правильно реагировать на порой неадекватное, агрессивное поведение «странного» одноклассника?
«Необычные» дети могут в простых ситуациях вести себя не так, как большинство детей их возраста. Если в классе или группе детского сада есть такой ребенок, основных причин его поведения может быть несколько.
Первая — у ребенка в семье происходят какие-то изменения (не всегда негативные): родители переживают кризис в отношениях, разводятся, появляется малыш и т. д. Ребенок не может сам осознать, что с ним происходит, а тем более выразить в словах. И он говорит о том, что ему нехорошо, своим поведением.
Вторая причина — у ребенка имеются минимальные психиатрические или неврологические нарушения. То есть серьезного диагноза нет, ребенок в принципе нормален, но он немного «не такой». Например, на переменах ведет себя странно или агрессивно.
Отличить детей в обоих случаях просто, если знать их историю. Важно понимать, что в любом случае за подобное поведение ребенок отвечает в последнюю очередь.
Я бы рекомендовала родителям познакомиться с одноклассниками своего ребенка. Достаточно один раз прийти в школу и посмотреть на детей, выходящих с уроков. Когда родители видят, что в классе есть такой ученик, который может вести себя тем или иным «неадекватным» образом, лучше предупредить возможные последствия, чем потом с ними разбираться.
Личностной зрелости школьника вряд ли хватит на то, чтобы правильно понять, как себя вести. Это тот самый случай, когда вашему ребенку необходимо ваше участие, совет в решении школьных проблем. Родителям уместно попытаться объяснить, почему этот ребенок так себя ведет, например: «Эта девочка не странная и не глупая, у нее сейчас в жизни непростой период. Этот мальчик не хулиган, а человек, которому сейчас плохо. Давай подумаем, как с ними себя лучше вести».
Важно понимать, что если дело дошло до прямой агрессии, наше дело — защитить своего ребенка. При этом важно не занимать обвиняющую позицию: «Этот мальчик, с моей точки зрения, немного нездоров (или, у него сложности в семье). Это, конечно, не повод позволять ему делать все, что он хочет. Давай подумаем, как лучше с ним себя вести».
Только в самых крайних случаях следует обращаться к родителям этого ребенка. С учителем же стоит поговорить (если вы уверены, что он среагирует адекватно). И, конечно, не стоит обсуждать проблему на родительском собрании. Любая попытка разобраться с непосредственными «виновниками» сложившейся ситуации с привлечением других взрослых может эту ситуацию только ухудшить.
Лучше всего решать проблемы, мягко направляя поведение вашего ребенка. Иногда он просто теряется, не зная, как реагировать на странное поведение одноклассника. В таком случае можно предложить ему несколько готовых вариантов.
Своему ребенку нужно объяснить, когда необходимо срочно ставить в известность родителей или других взрослых: когда его бьют, оскорбляют и он не может остановить это, несмотря на все предложенные родителями схемы реакций. Но такие случаи очень редки, обычно до этого не доходит, если заранее принять превентивные меры, о которых говорилось выше.
Фото Владимира Ештокина.